Фирменный Автосервис

 

 

Технологичность утилизации

Жизненный цикл изделия заканчивается этапом утилизации. Для автомобилей и тракторов (а особенно легковых автомобилей) актуальность безопасной утилизации с каждым годом повышается, так как число отслуживших свой срок машин растет, а существующие автосвалки переполнены и отравляют атмосферу. Поэтому международное сообщество устанавливает единые принципы решения данной проблемы. Так, директивой Европейского союза 2000/53/ЕС «Транспортные средства, вышедшие из эксплуатации» устанавливается:

• страны-участницы должны принять необходимые меры по организации на своей территории достаточного количества пунктов приема отслуживших автомобилей и создания системы рециклинга и утилизации старых автомобилей и изношенных компонентов;

• не позднее I января 2006 г. все автомобили, вышедшие из эксплуатации, должны минимум на 85 % общей массы утилизироваться, а уровень повторного использования деталей и вторичной переработки материалов должен быть не менее 80 % массы автомобиля (без сжигания).

Поэтому на стадии конструкторской подготовки производства нового изделия (автомобиля, трактора, их узлов) необходимо оценивать и технологичность утилизации.

Эта оценка определяется следующими показателями:

• временем разборки изделия на составные части;

• номенклатурой применяемых соединений, унификацией резьбовых соединений;

• количеством необходимых для разборки инструментов;

• временем, необходимым для осушения (т.е. освобождения автомобиля от остатков горючего, смазки, тормозной и охлаждающей жидкости и т.д.);

• временем сортировки по группам материалов и по годности деталей для повторного использования.

Таблица 1 Приоритетность применения крепежных соединений автотракторных компонентов

 

Порядковый номер приоритета

Тип соединения

Наименование крепежных элементов

1

Быстроразъемные соединения

Магнитное, «липучка», защелка, зажим, крепеж в ¼ или ½ оборота, «кнопка», застежка, клипсы, штифт

2

Разъемные соединения

Винт, болт, гайка с удобными головками одного типоразмера под инструмент и доступностью для электропневмоинструмента. Адгезионные соединения (склеивания), позволяющие быстро разделить детали без применения инструмента.

Винт, болт, гайка с головками нескольких типоразмеров, требующие замены инструмента с доступностью для электропневмоинструмента.

Винт, болт, гайка с головками нескольких типоразмеров с затрудненной доступностью для электропневмоинструмента   

3

Неразъемные соединения

Заклепка, пайка, сварка, склеивание, вспенивание, термопосадка

 

Применяют и удельные показатели технологичности демонтажа. Например, отношение массы демонтируемого узла, детали, комплекта к затраченному на демонтаж времени.

В силу особенностей полимерных материалов, имеющих значительно худшие характеристики пригодности к рециклингу, отдельно рассматриваются и анализируются операции демонтажа деталей из пластмассы, резины и электроизделий (включая электронные) из смешанных материалов.

Рекомендуемая приоритетность применения крепежных элементов оптимальная с точки зрения утилизации приведена в табл. 1.

Таким образом, упрощая разборку изделия на составные части, снижая время демонтажа, снижая время слива всех, применяемых при эксплуатации жидкостей и масел, применяя экологически чистые материалы и т. д., конструктор может повышать технологичность машины при утилизации.

 


Структура и функции службы качества Технологичность конструкции Технологичность заготовок Эксплуатационная технологичность Технология производства кузовов и кабин Виды и классификация изделий автотракторостроения Классификация деталей Обеспечение технологичности конструкции Развитие естественных наук и начало создания новой техники в эпоху средневековья Создание водяных мельниц в странах арабского халифата и на Руси 

 

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом