Фирменный Автосервис

 

 

Обеспечение технологичности конструкции

Обеспечение технологичности изделия — многогранная работа по совершенствованию конструкции машины в целом, ее отдельных узлов и деталей с целью наиболее рационального изготовления, технического обслуживания, ремонта и утилизации.

Обеспечение технологичности конструкции закладывается на самых ранних стадиях проектирования. При этом решаются следующие задачи:

• технологический контроль конструкторской документации;

• оценка уровня технологичности конструкции;

• отработка конструкции на технологичность;

• внесение изменений в конструкцию.

Каждую из этих задач нужно решать как применительно к изделию в целом, так и к отдельным сборочным единицам, деталям и заготовкам.

Технологический контроль конструкторской документации осуществляется техническими службами предприятия-изготовителя и имеет целью выявление степени ее соответствия конкретным производственно-технологическим возможностям предприятия (цеха, участка). При этом учитываются программа выпуска изделия, обеспеченность технологическим оборудованием и его изношенность, возможность изготовления и приобретения средств технологического обеспечения, возможность поставки необходимых материалов и другая информация.

Оценка уровня технологичности конструкции проводится по выбранным показателям. Формирование их номенклатуры является самостоятельной, неоднозначно решаемой задачей, на постановку которой влияют кроме условий производства условия эксплуатации, хранения, транспортирования, ремонта и утилизации. В ее решении должны принимать участие вместе с разработчиком все заинтересованные службы — производственники, потребители, работники автосервиса, переработчики, экологи и др.

Базовые значения показателей, необходимых для оценки уровней технологичности разрабатываемой конструкции, указываются либо в техническом задании на проектирование, либо берутся с конкретного изделия (автомобиля, трактора, узла, детали), принятого за базовый. При этом изделие-аналог (или прототип) должно быть наиболее близким к разрабатываемому по своим служебным и основным эксплуатационным характеристикам, а также по времени разработки и, конечно, отвечать мировому уровню техники.

На ранних стадиях проектирования машин, когда для полной оценки технологичности еще не достаточно данных, принимают какой-либо один показатель, чаще всего связанный с материалоемкостью изделия (например, для трактора в целом — удельную материалоемкость, а для отдельных деталей — общий расход материала, включая отходы при изготовлении и замену при ремонте).

Отработка конструкции на технологичность должна проводиться на всех стадиях разработки конструкторской документации, как это предписывает ГОСТ 14.201-83 (введен с 01.01.1984).

На стадии технического предложения проводятся следующие

мероприятия:

• выявление вариантов конструктивных решений, имеющих лучшие предпосылки для рационального членения и компоновки

изделия;

• выявление возможности заимствования составных частей изделия; 

• выявление новых материалов, технологических процессов и

средств технологического оснащения;

• выбор окончательного варианта конструктивного решения и (или) компоновки основных составных частей изделия.

На стадии разработки эскизного проекта:

• анализ соответствия компоновок и членения вариантов конструкции изделия условиям производства;

• анализ соответствия компоновок и членения вариантов конструкции изделия условиям технического обслуживания, ремонта и утилизации;

• сопоставление вариантов конструкции изделия по унификации, стандартизации, по точности расположения и способам соединения составных частей изделия;

• выбор вариантов конструкции изделия для дальнейшей разработки.

На стадии разработки технического проекта проводят:

• определение возможности параллельной и независимой сборки и контроля специфицированных составных частей изделия;

• анализ соответствия конструкции и компоновки сменных и требующих технического обслуживания составных частей изделия требованиям технического обслуживания, ремонта и утилизации;

• выявление возможности применения покупных, стандартных, унифицированных или освоенных производством составных частей изделия;

• анализ возможности применения новых, в том числе типовых и групповых высокопроизводительных технологических процессов;

• принятие основных принципиальных решений по технологичности конструкции изделий и совершенствованию условий выполнения работ при производстве, эксплуатации, ремонте и утилизации.

На стадии разработки рабочей конструкторской документации опытного образца (партии):

• анализ возможности сборки изделия и его составных частей без промежуточных разборок;

• выбор рациональных способов фиксирования, центрирования и регулирования составных частей изделия;

• определение доступности и легкосъемности сменных и требующих технического обслуживания и ремонта составных частей изделия;

• выявление возможности унификации сборочных единиц и их конструктивных элементов;

• выявление возможности унификации деталей (включая детали крепежа) и их конструктивных элементов;

• установление экономически целесообразных методов получения заготовок;

• поэлементная отработка конструкции деталей и сборочных единиц на технологичность.

Каждая из рассмотренных стадий проектирования заканчивается оценкой уровня технологичности конструкции и технологическим контролем конструкторской документации, что может привести к внесению изменений в уже разработанную документацию.

Таким образом, внесение изменений в конструкцию (корректировка конструкторской документации) проводится сразу после оценки уровня технологичности конструкции, и если не достигнут уровень базовых показателей технологичности, то изделие не может быть рекомендовано к производству. Поэтому крайне важно отработку конструкции на технологичность проводить на ранних стадиях проектирования, когда еще не сделаны огромные затраты средств на техническую подготовку производства. Иначе конструкцию придется «подгонять» под уже закупленное и установленное оборудование, что может существенно снизить служебные (функциональные, потребительские) качества изделия, в частности автомобиля, трактора или отдельных их узлов и деталей, или закупать новое оборудование.
 

Эксплуатационная технологичность Технология производства кузовов и кабин Технологичность утилизации Виды и классификация изделий автотракторостроения Классификация деталей Развитие естественных наук и начало создания новой техники в эпоху средневековья Создание водяных мельниц в странах арабского халифата и на Руси Изобретение механических часов, компаса, создание новых механизмов Технологичность сборки Базовые поверхности 

 

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом