Фирменный Автосервис

 

 

Картеры задних мостов

Задний мост, например, колесного трактора семейства МТЗ передает крутящий момент от продольно расположенного вала коробки передач через ведущую и ведомую конические шестерни одноступенчатой главной передачи и конический дифференциал на конечные передачи и полуоси, на которых закреплены ступицы ведущих колес.

Задний мост гусеничного трактора состоит из главной передачи, планетарного механизма и тормозных устройств. Механизмами, расположенными в картере заднего моста, движение от коробки передач передается конечным передачам, осуществляется Поворот трактора и его торможение. Механизмы заднего моста Размещены в задней части корпуса коробки передачи и заднего моста, разделенной сплошными перегородками на три отсека. В центральном отсеке расположены главные передачи и планетарный механизм поворота, в боковых — тормозное устройство.

Задний мост грузовых автомобилей содержит картер, в котором размещают конические шестерни главной передачи, механизм дифференциала и полуоси.

Картеры задних мостов автомобилей и тракторов относятся к числу ответственных сильно нагруженных деталей, и их разделяют на три основных вида: цельнолитые, штампосварные и комбинированные. Например, задние картеры автомобилей семейства КамАЗ имеют прямоугольное сечение, средняя часть которых состоит из двух сваренных штампованных кожухов.

Цельнолитые картеры изготовляют литьем из сталей марок 40Л; 40ЛК; они отличаются большой жесткостью. Их механическая обработка трудоемка ввиду сравнительно небольшой точности крупных и сложных отливок.

У автомобилей большой грузоподъемности картеры выполнены литыми; обычно в их рукава запрессовывают стальные трубы полуосей.

Штампосварные картеры изготовляют из стальных цельнотянутых труб или листовой стали марок 30; 35 толщиной 6... 12 мм. Их преимуществами по сравнению с цельнолитыми являются меньшие размеры и масса, основным недостатком — малая жесткость. Для увеличения жесткости к основным поверхностям штампованных картеров приваривают кольца, накладки и т.п.

В ряде конструкций этих картеров посадочные цапфы под колесные ступицы изготовляют отдельно, предварительно обрабатывают, затем приваривают встык к рукавам картера. Окончательно такой картер обрабатывают после приваривания всех деталей. Сварные картеры широко распространены как у грузовых автомобилей средней и малой грузоподъемности, так и у легковых.

Заготовки, полученные таким методом, подвергают термической обработке — нормализации для устранения внутренних напряжений, возникающих при прессовых и сварочных операциях, и повышения механических свойств материала. После тщательной очистки заготовки подвергают механической обработке.

Комбинированные картеры получают, соединяя обработанные отливки, трубы и поковки. Центральную часть — картер главной передачи — выполняют литой из ковкого чугуна. Обычно она состоит из двух половин (несущей части и крышки) с плоскостями разъема, перпендикулярными к полуосям. Обе половины имеют рукава, в которые запрессовывают кожухи полуосей, выполненные с посадочными шейками под подшипники ступиц, приваренными фланцами крепления тормозных барабанов и площадками под кронштейны рессор.

В рукава картеров главных передач и их крышек кожухи обычно запрессовываются с последующим закреплением при помощи заклепок, дуговой сварки или электроклепки. Отливки полностью обрабатывают до запрессовки кожухов.

В тяжелых тягачах чаще всего применяют цельнолитые картеры, отличающиеся высокой жесткостью, большой массой и габаритами по сравнению с картерами других видов. Заготовки таких картеров получают литьем в песчаные формы, формовкой по металлическим моделям. Точность отливок для массового и крупносерийного производства должна соответствовать I классу точности.

Технологические процессы механической обработки картеров разных конструкций для автомобилей различного назначения неодинаковы. Общими для всех картеров будут требования к точности размеров и шероховатости основных сопрягаемых (посадочных, привалочных и т.п.) поверхностей, а также к их взаимному положению, обеспечивающие установленные посадки и правильность работы заключенных в картеры механизмов (главной передачи, механизма дифференциала, передачи, привода колес, тормозной группы и опор подвески).

Основные требования к обработке картеров задних мостов следующие.

Точность обработки диаметральных размеров и шероховатость поверхностей должны соответствовать требованиям, предъявляемым к корпусным деталям.

Точность обработки диаметра посадочного отверстия корпуса главной передачи в центральной части цельнолитых и штампосварных картеров грузовых автомобилей должна соответствовать 9-му квалитету.

Точность обработки отверстий под посадку труб полуосей в цельнолитых картерах должна соответствовать 8-му и 9-му квалитетам, а шероховатость поверхности не превышать значения Ra 1,25.

При обработке также должны выдерживаться следующие отклонения: отклонение от концентричности шеек цапф 0,05...0,06 мм; отклонение от соосности наружных посадочных шеек кожухов полуосей и отверстий под посадку труб полуосей 0,05 мм; отклонение от соосности отверстий под посадку труб не более 0,05 мм; отклонение расстояния привалочной плоскости корпуса главной передачи до оси полуосей не более 0,3 мм; отклонение от параллельности привалочной плоскости корпуса главной передачи оси полуосей допускается в пределах 0,1 ...0,15 мм на длине 300 мм.

Цельнолитые картеры задних мостов весьма трудоемки в обработке, поэтому в массовом и серийном производстве их обрабатывают на поточных линиях, составленных из специализированных (реже специальных) станков.

Картеры автомобилей большой грузоподъемности лучше всего обрабатывать на поточных линиях, составленных из специализированных полуавтоматов и агрегатных станков, связанных механизированными межоперационными транспортными средствами.

При механической обработке картеры базируют в приспособлениях по двум площадкам рессор и двум отверстиям в них, точность обработки которых должна соответствовать 8—9-му квалитетам.

Первичными (черновыми) базами при фрезеровании площадок рессор служат наружные цилиндрические поверхности тормозных фланцев (центрирование), привалочная плоскость фланца корпуса главной передачи (поперечный упор), наружный торец одного из тормозных фланцев (осевое продольное ориентирование).

Одновременно с рессорными площадками при той же установке заготовки обрабатывают и противоположные базовой плоскости торцы бобышек, создавая поверхность, равноценную по точности установочной базе и связанную с ней точным размером. При обработке установочных отверстий заготовку базируют посадочным отверстием корпуса главной передачи по штырям (осевое ориентирование заготовки), а также торцами бобышек по опорам (опорная база) и фиксируют парой разжимных шариковых оправок, вводимых в посадочные отверстия труб полуосей. Приведем последовательные операции обработки картера заднего моста колесного тягача в серийном производстве:

1) фрезерование двух площадок под рессоры и боковых плоскостей кронштейнов;

2) сверление двух отверстий на проход, зенкование фасок, развертывание двух отверстий;

3) черновое фрезерование двух площадок под кронштейны и площадки под опору ;

4) чистовое фрезерование двух площадок под кронштейны и площадки под опору;

5) черновое растачивание на проход в рукавах с двух сторон и зенкерование отверстий (выточек);

6) окончательное развертывание отверстий с двух сторон на проход;

7) протачивание торцов фланца и обтачивание фланцев;

8) чистовое растачивание отверстия в средней части картера и протачивание торца ;

9) сверление и зенкерование отверстий в горловине и на рукавах;

10) нарезание резьбы в отверстиях средней части картера;

11) сверление отверстий во фланцах на проход и глухих отверстий на площадках под кронштейны разжимного кулака;

12) нарезание резьбы в отверстиях на площадках под кронштейны разжимного кулака;

13) сверление отверстий под заливную и сливную пробки, развертывание конусного отверстия, зенкование фасок, нарезание резьбы;

14) черновое и чистовое зенкерование двух конусных отверстий на кронштейнах;

15) нарезание резьбы в отверстиях на корпусе картера;

16) рассверливание двух отверстий и сверление одного отверстия в корпусе картера;

17) нарезание резьбы в отверстии;

18) контроль


ОСНОВЫ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Структура и свойства материалов Управление структурой и свойствами металлических материалов методами термической обработки Повышение качества металлических материалов деформационно-термической обработкой Поверхностное упрочнение металлических материалов Факторы, влияющие на величину припуска Расчет припусков на механическую обработку Условия эксплуатации зубчатых передач Методы формообразования поверхностей зубьев силовых передач Технологичность сборки узла 

 

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом