Фирменный Автосервис

 

 

Создание в Туле военной техники А. К. Нартовым и Я. Т. Батищевым

Андрей Константинович Нартов (1693—1756) — один из замечательных русских механиков и изобретателей, посвятивший свою жизнь развитию машиностроительной техники. Одним из направлений деятельности Нартова было создание машин для производства артиллерийских орудий. После смерти Петра I им был выполнен образец пушки, названный единорогом. Нартов разработал схемы устройств для заделки раковин в пушечных стволах, с годами утерянные. Но способ заделки раковин, видимо, состоял в том, что на месте раковины рассверливалось отверстие, потом в нем нарезалась резьба, изготавливалась соответствующая пробка с резьбой и завинчивалась в резьбовое отверстие с последующей механической обработкой ствола.

Нартов построил более 20 машин для нужд артиллерии: машину для подъема с козел и переноса для обжига пушечных литейных форм; машину для опускания в литейную яму пушечных форм и для последующего подъема их после отливки; машину для отрезания прибылей у отливок; машину для обтачивания цапф пушек, мортир и гаубиц; оригинальный запал для пушек и мортир; механический прибор для проверки размерной точности артиллерийских орудий; машину для изготовления плоских медных и железных винтов для артиллерийских орудий; машину для подъема пушек и мортир на весы и к станку; скорострельную батарею из сорока четырех трехфунтовых мортирок, помещенных на особом горизонтальном круге, установленном на лафете. Мортирки объединялись в группы: одни из них подготавливались к выстрелу и стреляли, а другие в это время заряжались, занимая затем при помощи вращения круга место выстреливших.

После смерти А. К. Нартова его работу продолжил сын, А.  А. Нартов, владеющий секретами отца.

В XVIII в. такой отрасли, как машиностроение, еще не было, и поэтому каждая мануфактура своими силами и в соответствии со своими возможностями изготовляла для себя машины, а таких машин требовалось много. Так, для Тульского оружейного завода создателем всех вододействующих машин, в том числе и металлорежущих станков, явился механик М. В. Сидоров (ум. в 1714 г.). После его смерти механиком завода стал Я. Т. Батищев (ум. после 1735 г.). Он изобрел и построил ряд машин, в том числе для обработки поверхности мушкетных стволов, для расковки полос железа, используемых при изготовлении стволов, для сверления пушечных стволов. Вот что писал о Тульском оружейном заводе и деятельности Батищева академик И. X. Гамель: «В нижнем этаже [молоткового амбара] поставил он [Батищев] два станка для сверления 24 стволов на каждом. В верхнем было 12 пильных станков, а на каждом обдиралось по 12 стволов вкруг пилами, в тридцать фунтов каждая; потом восемью личными пилами чистились поверхности стволов и четырьмя отделывались грани у казенного конца; внутренности чистились четырьмя смычальными (пуставильными) пилами». На том же Тульском заводе было налажено производство взаимозаменяемых деталей.


Производственный процесс изготовления автомобилей и тракторов Виды изделий и их структура Классификация деталей Вклад Леонардо да Винчи в развитие техники Создание гидротехнической системы игуменом Филиппом в Соловецком монастыре Обеспечение выбора и подготовки заготовок Показатели технологичности Приемка готовой продукции — автомобиля Структура и функции службы качества Технологичность конструкции 

 

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом