Фирменный Автосервис

 

 

Задачи совершенствования методов оценки качества сложной технической продукции

Венеция 1
Задачи совершенствования методов оценки качества сложной технической продукции, в том числе машин и других изделий машиностроения, является разделом квалиметрии, а она, в свою очередь, есть часть метрологии, то общие проблемы теоретической метрологии всецело относятся и к задачам методов оценки качества
Квалиметрия. Основные положения квалиметрии
Для оценки ТУ (технического условия) и качества сложной технической продукции нужна четкая система показателей и методов их определения. Научная  и  практическая  область, в рамках  которой занимаются  разработкой теоретических основ и методов количественной оценки качества продукции называется квалиметрией. 
Квалиметрия – (от латинского qwolis – какой, какого качества и древнегреческого μετρεω – мерить, измерять) – научная область, объединяющая методы количественной оценки качества различных объектов.
Квалиметрия подразделяется на теоретическую и прикладную:
a) теоретическая квалиметрия, абстрагируясь от конкретных объектов, обосновывает и разрабатывает принципы и общие методы количественной оценки качества.
b) основная задача прикладной квалиметрии – разработка методов количественной оценки качества, учитывающих специфику конкретных видов продукции.
Основные задачи квалиметрии:
обоснование номенклатуры показателей качества, 
разработка методов определения показателей объектов и их оптимизации, 
оптимизация типоразмеров и параметрических рядов изделий, 
разработка принципов построения обобщенных показателей качества и обоснование условий их использования в задачах стандартизации и управления качеством.
Принципы квалиметрии. У  квалиметрии, как и у всякой научной дисциплины,  есть свои методологические принципы, содержание которых состоит в нижеследующем:
1. В отношении оценки качества товарной продукции проблема состоит в том, что  у потребителей и производителей продукции существенно разные интересы. Производитель  не всегда заинтересован и часто не может создавать качественные товары, а продавать  их  он стремится по наиболее высокой цене. Потребитель же заинтересован в дешевой, но качественной продукции. Поэтому соответствующие методы оценки качества продукции могут быть разными.
Задача квалиметрии - разрабатывать такие методы, приемы и средства оценивания качества продукции, которые учитывают общественные интересы, т.е. интересы потребителей и производителей.
2. Приоритет в выборе определяющих показателей для оценки качества продукции всегда на стороне потребителя.
Дело в том, что количественная оценка качества, как правило, осуществляется не по всем возможным показателям, характеризующим свойства продукции, а по нескольким наиболее значимым, определяющим показателям. В силу того, что полезный эффект от продукции достигается при ее эксплуатации или потреблении, то при оценивании качества продукции преимущественно используются те показатели, которые характеризуют способность продукции "удовлетворять определенные потребности с соответствии с ее  назначением". Продукция создается для сферы потребления, поэтому в квалиметрии отдается предпочтение показателям потребительских свойств.
3. Следующий принцип можно  сформулировать так: квалиметрическая  оценка качества продукции не может быть получена без наличия эталона для сравнения - без базовых значений показателей определяющих свойств и качества в целом.
Абсолютные значения отдельных показателей качества еще не характеризуют  качество, не являются оценочными. Для количественной оценки качества необходимо знать значения аналогичных показателей качества других или  другого аналогичного образца. Конечным результатом оценки, т.е. количественной оценкой качества исследуемого образца продукции является относительная величина значений обобщенного показателя его качества и такого же показателя базового, эталонного образца.
4. Показатель любого уровня обобщения, кроме самого нижнего (исходного)  уровня, предопределяется соответствующими  показателями –критерий оценки.
Под самым низким исходным уровнем  показателей следует понимать единичные показатели простейших свойств, формирующих качество. Более высокий иерархический уровень составляют обобщенные показатели качества. Показателем качества высшего уровня является интегральный показатель.
5. При использовании метода  комплексной оценки качества продукции все разно размерные показатели свойств должны быть преобразованы и приведены к одной размерности или выражены в безразмерных единицах измерения.
6. При определении комплексного показателя качества каждый показатель  отдельного свойства должен быть скорректирован коэффициентом его весомости (значимости).
7. Сумма численных значений коэффициентов весомостей всех показателей качества на любых иерархических ступенях оценки имеет одинаковое значение (в долях от единицы или по определенной балльной шкале).
8. Качество целого объекта (в частности, продукции или процесса) обусловлено качеством его составных частей.
Вышеперечисленные методологические принципы квалиметрии не исчерпывают  всех концептуальных положений этой области науки. Однако они являются основополагающими при решении общих и частных вопросов, связанных с методами оценки качества объектов реальности и технической продукции в частности.



Порошковая металлургия Значение развития стандартизации и сертификации в машиностроении  Стратегия экономической безопасности Шпоночные соединения Методы оценки уровня качества и конкурентоспособности технических изделий Технологические методы кузнечно-штамповочного производства Управление геометрической точностью деталей Радиационно-химические процессы Сетевое планирование и управление разработками Шлицевые соединения 

 

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом