Фирменный Автосервис

 

 

Всеобщее управление качеством

Под всеобщим управлением качеством продукции на предприятии понимают подход к решению проблемы качества, основанный на участии всех членов предприятия в деле достижения долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и экономической выгоды для членов предприятия-изготовителя и общества в целом.

Существует и такое определение: Всеобщее управление качеством продукции это "концепция, предусматривающая всестороннее целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах реальности от исследований и разработок до послепродажного обслуживания при участии руководства и служащих всех уровней и при рациональном использовании технических возможностей".

При управлении качеством в масштабах региона или страны под всеобщим управлением качеством понимают методы и средства идеологической, образовательной, морально-этической, воспитательной, административно-правовой и другой работы, направленной на повышение качества производимой продукции, различных услуг и уровня качества жизни всех членов руководимого сообщества людей.

По мнению американского специалиста А.Фейгенбаума, "качество — это не евангелизм, не рацпредложение и не лозунг; это образ жизни". Создание в обществе такого образа жизни, когда все делается высококачественно, и есть цель всеобщего управления качеством.

Практика показала, что борьба за качество данного конкретного продукта не приводит к должному результату, если все сопутствующие обстоятельства (факторы) не способствуют этому. Трудно или почти невозможно производить качественные, например, холодильники, если на предприятии плохие условия труда, а смежники создают некачественные насосы, перекачивающие фреон, и их электродвигатели, если плохая герметизирующая резина" и недолговечные электропереключатели и т.д. Кроме того, нельзя достичь высокого качества работ и продукции на предприятии с низкой культурой производства и неквалифицированными исполнителями. Нужна также и высокая культура общества в целом, а также отдельных его членов. Этот фактор саморазвивающийся и трудно поддается регулированию (управлению). Он требует многолетнего совершенствования всего комплекса общественных отношений, культуры, науки и техники, технологий, образования, национального самосознания, патриотизма и т.д.

Переход на высший уровень всеобщего управления качеством, т.е. управление качеством всех сторон жизнедеятельности (в том числе изготовлением и потреблением высококачественной товарной продукции) требует, чтобы в обществе сформировались доброжелательные, сотруднические отношения между рабочими, служащими, управляющими и работодателями.

Важный принцип достижения "всеобщего качества" состоит в стремлении каждого производителя продукции или услуг в полной мере удовлетворить требованиям потребителей. Каждый работник потребляет продукцию других работников. Поэтому задачей каждого работающего заключается в том, чтобы качество его работы удовлетворяло других — потребителей результатов его труда.

Законодательное и административное управление качеством продукции и услуг — это элементы всеобщего управления качеством. Важную роль в борьбе за качество играют и общественные организации. Так, например, одной из главных задач общегосударственной кампании США за повышение качества стала реализация наделе лозунга "Качество — прежде всего!" В рамках названной кампании всеобщего управления качеством в США ежегодно проводятся месячники качества, инициатором которых выступает Американское общество по контролю качества (АОКК). Это общество было организовано в 1946 г. и насчитывает уже более 53 тысяч коллективных и индивидуальных членов.

Известно, что в Японии на производственных предприятиях культивируются такие суждения, как: "Твой потребитель — исполнитель следующей производственной операции"; "Нормальному человеку стыдно плохо работать" и другие, имеющие мировоззренческую направленность. Лозунги, которых придерживаются члены кружков качества и другие работники, таковы: "Качество определяет судьбу предприятия"; "Твой потребитель — исполнитель следующий операции", "Нормальному человеку стыдно плохо работать", "Что сегодня кажется прекрасным, завтра — устареет"; "Думай о качестве ежеминутно" и т.д.

Лозунги и призывы, аналогичные распространенным в США, Японии и в других странах, по отношению к качеству пропагандировались и в нашей стране. Теперь же большие надежды возлагаются на то, что рыночные отношения сами по себе (автоматически) отрегулируют и решат вопросы качества изготавливаемой на предприятиях продукции, различных услуг, уровня жизни людей и т.д. Однако исторический опыт реальной экономики свидетельствует, что без участия государственных органов управления экономикой всеобщая проблема качества не может быть решена успешно и в короткие сроки.

Анализируя действующие системы качества в их историческом (временном) появлении и развитии, можно выделить шесть этапов становления современной всеобъемлющей системы управления качеством.

Сначала был только индивидуальный контроль качества.

Потом появились цеховой контроль качества и контроль качества при приеме продукции.

Далее — контроль качества с использованием статистических методов получения необходимых данных о качестве продукции, т.е. возник статистический контроль качества.

Современная система комплексного управления качеством, основанная на использовании всех предшествующих методов (систем), была и остается наиболее совершенной системой параметрического управления качеством продукции, работ и услуг.

После этого, наконец, сформировалась методология и стала практическим всеобщее руководство и управление качеством.

Всеобщее управление качеством методами законодательного, административного, экономического и идеологического обеспечения и воздействия на условия (общие факторы), влияющие на качество, реализуются через действия других, менее общих и более приближенных к практике систем качества. Всеобщее управление качеством содержит (состоит) в своей иерархической многоуровневой структуре все другие системы управления качеством, контроля и обеспечения качества. Следовательно, другое, более широкое понятие всеобщего управления качеством выражает по существу совокупность всех методов и средств, приемов и объективных условий, используемых для управления качеством всех объектов потребления — предметов, процессов или явлений и т.д., относящихся к сфере практической экономики.

В рамках мероприятий всеобщего управления качеством организуются специальные международные и внутригосударственные симпозиумы, конференции, совещания и т.п. На этих мероприятиях вырабатываются и уточняются принципы, методы и приемы управления качеством, обмениваются опытом и т.д., что способствует общему подъему уровня качества всех сторон жизни людей. По решению ООН, ежегодно во второй четверг ноября проводится Всемирный день качества, главная задача которого — поддержание должного внимания сообщества людей к проблеме качества.

Повышение экономической эффективности деятельности металлургического предприятия (на примере ОАО «Металлургпром» РЕФЕРАТЫ, ДОКЛАДЫ Единство качества и количества Экономика — эконометрика — квалиметрия Методы измерений Методы управления качеством продукции, используемые в зарубежных фирмах Задачи совершенствования методов оценки качества сложной технической продукции Методы оценки технического уровня изделий (технической продукции) Метод экспертной оценки уровня и показателей качества продукции Выбор номенклатуры показателей качества промышленной продукции 

 

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом