Фирменный Автосервис

 

 

Законодательная основа управления качеством продукции

В Российской Федерации принято несколько основополагающих законов и подзаконных актов, регулирующих решение проблемы качества продукции. К числу таких законов относятся: "Гражданский Кодекс Российской Федерации", "О защите прав потребителей", "О стандартизации", "Об обеспечении единства измерений", "О сертификации продукции и услуг". Эти законы составляют законодательную базу, определяющую права, обязанности и ответственность изготовителей, потребителей и государственных организаций, причастных к обеспечению высокого качества и конкурентоспособности продукции.

Гражданский Кодекс Российской Федерации (ГК РФ) законодательно регулирует вопросы, связанные с качеством продукции (товаров). Кодекс содержит статью 469 "Качество товара", аналогичную одноименной статье 6 Закона "О защите прав потребителя". Кроме того, Кодексом регламентируются: гарантия качества товара; исчисление гарантийного срока; срок годности товара; исчисление срока годности товара; проверка качества товара; последствия передачи товара ненадлежащего качества; недостатки товара, за которые отвечает продавец; сроки обнаружения недостатков переданного покупателю товара (статьи 470—480). В статьях 503, 504 и 518 Гражданского Кодекса РФ предусмотрены: права покупателя в случае передачи ему товара ненадлежащего качества; возмещение разницы в цене при замене товара; уменьшение покупной цены и возврат товара ненадлежащего качества; последствия поставки товаров ненадлежащего качества и другие аспекты проблемы законодательного регулирования качеством продукции (товаров).

Закон РФ "О защите прав потребителей" № 2-ФЗ от 09.01.96 г. требует от изготовителя продукции (товара), чтобы он был безопасным и соответствовал требованиям стандартов и других нормативно-технических документов, устанавливающих обязательный (минимально допустимый) уровень качества продукции.

В главе 1 Закона "О защите прав потребителя" есть такие статьи, как Качество товара (статья 4); Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара (статья 6); Право потребителя на безопасность товара (статья 7); Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (статья 14).

Глава 2 "Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям" практически полностью посвящена вопросам качества товаров. Здесь установлены: требования в отношении последствий продажи товара ненадлежащего качества, сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара, устранение недостатков товара изготовителем (продавцом), порядок замены товара ненадлежащего качества, а также расчетов с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества и др.

Если товарная продукция имеет недостатки, то потребитель вправе требовать от продавца или замены дефектного изделия на аналогичное, но бездефектное изделие, или возмещение затрат на него приобретение. Продавец обязан исполнить требования потребителя (покупателя), если он (продавец) не может доказать, что обнаруженные недостатки в товаре появились по вине потребителя. В законе предусмотрено, что в спорных случаях права покупателя могут быть рассмотрены в судебном порядке. Законом установлена обязательная сертификация продукции, если на нее есть требования по безопасности и экологичности.

В Законе РФ "О защите прав потребителя" наряду с общими положениями, относящимися к правам человека, есть еще такие главы: Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг), Государственная и общественная защита прав потребителей.

Данный закон касается не только прав потребителей (покупателей) и обязанностей продавцов, но и ответственности производителей продукции. Он принят с целью законодательного регулирования на государственном уровне экономических отношений в обществе, связанных с производством и потреблением качественной продукции.

Закон Российской Федерации "О стандартизации" № 5154-1 от 10.06.93 г. устанавливает основные положения, принципы, порядок организации работ по стандартизации, виды стандартов, требования к их .содержанию и порядок их применения, государственный контроль, надзор за соблюдением стандартов и ответственность за нарушения как Закона, так и государственных стандартов. Положения и требования Закона обязательны для изготовителей продукции, продавцов, исполнителей услуг (работ), проектных, конструкторских, транспортных и других организаций страны независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Одна из важнейших задач стандартизации — разработка рекомендаций по потребительским показателям продукции, направленных на повышение ее качества и экономии ресурсов. Закон установил, что нормативными документами по стандартизации, действующими на территории России, являются:

государственные стандарты Российской Федерации — ГОСТ Р;

общероссийские классификаторы технико-экономической
информации — ОКТЭИ;

стандарты отраслей — ОСТ;

стандарты предприятий — СТП;

стандарты научно-технических обществ, инженерных обществ и других общественных объединений — СТО.

К нормативным документам по стандартизации Законом отнесено также применение в установленном порядке международных стандартов. Установлены два варианта применения международных (и региональных международных) стандартов:

1. Принятие к применению в форме соответствующего отечественного нормативного документа по стандартизации (т.е. в форме ГОСТ Р, ОСТ, СТП или СТО) аутентичного текста международного стандарта без каких-либо дополнений и изменений.

2.  Принятие в форме отечественного нормативного документа по стандартизации аутентичного текста международного стандарта с дополнительными требованиями, отражающими специфику потребностей России.

Международные стандарты не обладают правом прямого действия на территории России. Поэтому для использования, например, международных стандартов ИСО серии 9000 Госстандарт утвердил соответствующие три государственных стандарта: ГОСТ 40.9001-88 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании", ГОСТ 40.9002-88 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже", ГОСТ 40.9003-88 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях." Реализация ГОСТ на системы качества в Российской Федерации обязательна для производителей технической продукции. Системы качества предприятий сертифицируются органами Госстандарта России.

Закон предусматривает, что в соответствии с международными соглашениями, заключенными и ратифицированными Российской Федерацией, с другими государствами Содружества Независимых Государств могут применяться межгосударственные стандарты (ГОСТ), обязательные для государств — участников СНГ.

Закон РФ "О стандартизации" установил правовой статус Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) как государственного органа по управлению стандартизацией в стране в рамках созданной Государственной системы стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ). ГСС РФ имеет комплекс основополагающих для нее государственных стандартов, в который входят:

ГОСТ Р 1.0-92 "ГСС РФ. Основные положения";

ГОСТ Р 1.2-92 "ГСС РФ. Порядок разработки государственных стандартов";

ГОСТ Р 1.5-92 "ГСС РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов";

ГОСТ Р 1.4-93 "ГСС РФ. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений";

ГОСТ Р 1.8-95 "ГСС РФ. Порядок разработки и применения межгосударственных стандартов";

ГОСТ Р 1.10-95 "ГСС РФ. Порядок разработки, принятия, регистрации правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации и информации о них".

На производство продукции высокого качества направлены требования современных комплексов государственных стандартов. К ним относятся Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП), Единая система конструкторской документации (ЕСКД), Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП) изделий машиностроения, приборостроения и средств автоматизации, Единая система технологической документации (ЕСТД).

Госстандартом создано несколько групп (серий) стандартов, методических разработок и другой нормативно-технической документации, направленной на оценку и обеспечение высокого качества технических изделий. Например, такой группой НТД является "Надежность в технике" и другие.

Государственная система стандартизации РФ имеет разветвленную структуру организаций, работающих в области стандартизации, метрологии и сертификации. Организационно ГСС РФ составляют Технические комитеты и НИИ Госстандарта, а также территориальные органы Госстандарта России, подразделения государственных предприятий, создающие стандарты предприятия.

Общие вопросы метрологического обеспечения качества продукции и работ регламентируются Законом РФ "Об обеспечении единства измерений". № 4871-1 от 27.04.93 г. Единство измерений — это состояние измерений, характеризующееся тем, что их результаты выражаются в узаконенных единицах, размеры которых в установленных пределах равны размерам единиц, воспроизводимых первичными эталонами, а погрешности результатов измерений известны и с заданной вероятностью не выходят за установленные пределы.

Закон РФ "Об единстве измерений" в частности устанавливает правовые основы обеспечения единства (одинаковости) измерений в Российской Федерации. Он регулирует отношения государственных органов управления с юридическими и физическими лицами по вопросам выпуска, проверки, ремонта, продажи и импорта средств измерений и направлен на защиту прав и законных интересов граждан, а также на обеспечение установленного правопорядка в экономике от отрицательных последствий, возникающих от недостоверных результатов измерений.

Государственный метрологический контроль и надзор за методами и средствами измерений осуществляется Государственной метрологической службой Госстандарта России. Государственный метрологический контроль включает:

утверждение типа средств измерений;

поверку средств измерений, в том числе эталонов;

лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений.

Государственный метрологический надзор осуществляется в основном за выпуском, состоянием и применением средств измерений, за аттестованными методиками выполнения измерений, за эталонами единиц измеряемых величин, за соблюдением метрологических правил и норм и т.п.

Законом РФ "Об обеспечении единства измерений" устанавливается управление единством измерений Госстандартом России, учреждается система метрологических служб, система Государственного метрологического контроля и надзора, порядок проверки средств измерений, их калибровка и сертификация.

Государственная сертификация — это подтверждение уполномоченным на то органом соответствия качества продукции (товара), работы или услуги обязательным требованиям государственных стандартов. Закон РФ "О сертификации продукции и услуг" № 5151-1 от 10.06.93 г. устанавливает основы обязательной и добровольной сертификации продукции и услуг, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации.

Сертификация продукции — это деятельность и метод контроля качества продукции и установления соответствия продукции установленным требованиям.

Сертификацию осуществляют с целью:

создания условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

содействия потребителям в компетентном выборе продукции;

защиты потребителя от недобросовестности изготовителя
(продавца, исполнителя);

контроля безопасности продукции и имущества для окружающей среды, жизни и здоровья людей;

подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Законом о сертификации установлен также государственный контроль и надзор за проведением обязательной сертификации продукции. Организация и проведение работ по сертификации возложены на Госстандарт России.

В развитие законов РФ, касающихся управления качеством продукции, существуют подзаконные акты, т.е. различные постановления Правительства РФ, правила, положения и другие нормативные документы. К числу основных подзаконных актов по стандартизации, сертификации и обеспечению единства измерений относятся:

1.Постановление Правительства РФ "Об организации работ

по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг" № 100 от 12.02.94.

2."Положение о территориальном органе Комитета Российской

Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации". Утверждено Госстандартом России 27.05.94, № 85.

3.         "Правила по проведению сертификации в Российской Федерации". Утверждено Госстандартом России 16.02.94, № 3.

"Система сертификации ГОСТ Р. Основные положения и
порядок сертификации услуг". Постановление Госстандарта России от 29.12.93, № 24.

ГОСТ Р 40.001-95 "Правила по проведению сертификации

систем качества в Российской Федерации".

6."Порядок проведения Госстандартом России государственного контроля и надзора за соблюдением государственных стандартов, правил сертификации и за сертифицированной продукцией (работами, услугами)". Утвержден приказом Госстандарта 30.12.93, № 239.

Вопросы обеспечения высокого качества продукции на внутреннем рынке России относятся к компетенции Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП). Согласно Закону РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", если хозяйствующий субъект устанавливает монопольные цены, то таким образом он злоупотребляет своим доминирующим положением на рынке. Поэтому ГКАП разработал и утвердил 21.04.94 за № ВБ/2053 "Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен". В Рекомендациях ГКАП предлагается — монополистам, доминирующим на рынке, придерживаться "справедливой цены" на их продукцию. Справедливая цена определяется как сумма себестоимости и прибыли, объективно необходимой для развития предприятия. Но монополисты обычно стремятся продавать свою продукцию в ущерб потребителям по монопольно высокой цене, или (что реже) по монопольно низкой цене, ущемляющей интересы конкурентов.

Антимонопольное законодательство регулирует ценообразование на монополизированных рынках, стремясь поддерживать справедливые цены. Однако с целью уклонения от санкций ГКАП предприятия-монополисты иногда прибегают к так называемому "скрытому повышению цены". Под скрытым повышением цены на продукцию понимается номинально неизменяемая цена продукции при снижении ее качества. Умышленно снижая качество продукции, достигают сокращения срока службы, уменьшения производительности и других характеристик. Это приводит к увеличению объема (числа) продаж (для удовлетворения повышающегося спроса), к получению необоснованно высокой прибыли производителем и продавцом, но к убыткам потребителей и экономики в целом как общественной формы хозяйственной деятельности людей.

Другой недобросовестный прием достижения монопольно высокой цены — скрытое уменьшение объемов производства и реализации продукции. Под скрытым сокращением объема производства (реализации) понимается преднамеренное снижение качества продукции (за счет ухудшения потребительских свойств продукции, ее комплектации, ухудшения сервисного обслуживания и т.п.) при формально неизменной величине выпуска (реализации) в штуках, тоннах, метрах, литрах, кубометрах и т.д. В этом случае на рынке создается дефицит данной продукции, неудовлетворенный спрос увеличивается, цена на продукцию возрастает, что приводит к повышению прибыли у производителя (продавца). Потребитель от скрытого сокращения выпуска, т.е. от увеличения цены приобретения и снижения качества продукции несет увеличенные убытки, так как в итоге он получает уменьшенный полезный (экономический) эффект, следовательно, уменьшенную прибыль.

Такие "скрытые" действия предприятий-монополистов считаются противозаконными и запрещенными. Они выявляются и пресекаются службами ГКАП, что способствует повышению качества продукции.


Влияние величины запасов на экономическую эффективность работы предприятия Роль распределительной логистики в экономике предприятия Эволюция логистики как науки Системы управления экономической безопасностью в России Показатели (индикаторы) экономической безопасности Международное управление качеством продукции Единая система государственного управления качеством продукции Планирование процесса управления качеством Комплексная система управления качеством продукции (КСУКП) Система «ДЖИТ» 

 

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом