Фирменный Автосервис

 

 

Методы оценки конкурентоспособности продукции

Отправной момент оценки конкурентоспособности любого товара — формирование цели исследования. Если необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по главным параметрам. При исследовании, ориентированном на оценку перспектив сбыта товара на конкретном рынке, анализ предполагает использование информации, включающей сведения об изделиях, которые выйдут на рынок, динамику спроса, предполагаемые изменения в соответствующем законодательстве и др. Однако, независимо от целей исследования, основой для оценки конкурентоспособности являются изучение рыночных условий.

После выбора продуктов, по которым будет проводиться анализ, на основе изучения рынка и требований покупателей определяется номенклатура параметров, участвующих в оценке. При анализе должны использоваться те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар.

Полные затраты потребителя включают единовременные и текущие затраты.

Выбор базы сравнения производимой и требуемой рынком продукции включает:

установление цели оценки конкурентоспособности продукции и выбор предполагаемых рынков сбыта;

анализ состояния рынка, объемов, структуры и факторов спроса и предложения, перспектив их изменения на соответствующий период оценки конкурентоспособности;

выбор номенклатуры и установление величин параметров потребности покупателей, оцениваемой и конкурирующей продукции.

На основе изучения потребностей потенциальных покупателей определяется номенклатура параметров, которыми пользуется производитель при оценке продукции на рынке, а также величины этих параметров, требуемых потребителю, и весомость каждого в общем наборе.

В случае невозможности определения базы для сравнения может использоваться косвенный метод оценки конкурентоспособности с помощью образца, особенно если оценивается Продукция известного класса, и на рынке существуют ее аналоги. Товар-образец моделирует потребность и позволяет сравнить его параметры с параметрами продукции, подлежащей оценке.

Таким образом, конкурентоспособность оценивается путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами, необходимыми потребителю, или с параметрами изделия-образца. Сравниваемые параметры должны  выражаться в одинаковых величинах измерения. Сравнение производится по группам технических и экономических параметров.

Проблемы поддержания качества и конкурентоспособности продукции в рыночных условиях

В условиях перехода к открытой рыночной экономике борьба за потребителя на внутреннем и внешнем рынках требует создания и производства действительно конкурентоспособных товаров. В этой связи возникает проблема поиска экономически рациональных уровней конкурентоспособности товаров и затрат на их достижение. Все это повышает роль управления в целенаправленном воздействии на качество, а через него — на конкурентоспособность продукции. В этом отношении страны с рыночной экономикой, особенно Япония, накопили большой положительный опыт управления качеством на фирменном уровне и добились в этом отношении впечатляющих успехов. Однако, как показала отечественная и мировая практика, взятые сами по себе ни управление качеством, ни введение всеобъемлющего тотального контроля качества, осуществляемого государственными органами и предприятиями, не могут кардинально решить эту проблему, если они не сочетаются с рыночным контролем.

В условиях достаточности товаров и услуг на рынке, превышения в целом их предложения над спросом покупатель в полной мере реализует свое право выбора, естественно предпочитая тот товар, который с его точки зрения (а никак не производителя, плановика, инженера) обладает наилучшим соотношением потребительских качеств и цены в тот или иной момент.

Невостребованные потребителем продукты труда остаются у производителя и/или его посредников. Нереализованные на рынке товары убедительно показывают правильность или ошибочность товарной политики производителя. Наказанный потребителем производитель сам прекрасно разберется в том, качество каких товаров и в какой степени необходимо улучшать.

Иначе обстоит дело в условиях дефицитной экономики. Потребитель довольствуется лишь тем, что ему доступно. Требования к качеству резко снижаются. "Естественный» регулятор и критерий оценки качества — спрос и предпочтение покупателей — перестает «работать», оказывать должное воздействие на производство, поддержание минимально необходимого для реализации продукции качества ее изготовления. Качество требует больших усилий и затрат, своевременного обновления технической базы производства и его объектов. Но если кое-как сделанная продукция все равно раскупается, у производителя исчезает стимул делать «лишние» усилия.

В условиях конкурентного рынка деятельность любой хозяйственной единицы обязательно проходит двойной контроль. Внешний контроль производится конкурентами, но не непосредственно, а через конечные результаты рыночной деятельности. Беспристрастную оценку этой деятельности дает в конечном счете покупатель (потребитель). Конкуренция — самый эффективный и дешевый метод экономического контроля, который не имеет себе равных. Такого рода контроль стоит обществу минимальных затрат, он не только создает условия обеспечения покупателей товарами нужного качества, причем в нужный срок. Это важная динамичная сила, постоянно толкающая производителя на сокращение издержек производства и снижение цен, на увеличение производства и сбыта, борьбу за покупателя, на улучшение качества продукции.

Качество продукции (услуг), являясь основой для удовлетворения потребностей общества, должно воплощать в себе достижения научно-технического прогресса и обеспечивать при этом возможность реализации производимых товаров, согласно международному стандарту ISO 8402 качество рассматривается как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. При всей многогранности категории "качество" основными составляющими качества продукции являются требования потребителя, т.е. показатели назначения, энергопотребления, технологичности, эстетичности, надежности, а также действующие на рынке патентно-правовые аспекты, требования по обеспечению безопасности жизни, здоровья и имущества граждан.

Должное качество продукции, конкурентоспособность могут быть обеспечены только в случае ее соответствия определенным запросам потребителей, требованиям нормативно-технических актов законодательства и патентно-правовым показателям.

Анализ положения дел в области обеспечения качества отечественной продукции, работ и услуг показывает, что большинство выпускаемых у нас товаров уступает по качеству продукции многих стран мира.

Наряду с этим удельная энергоемкость ВВП в Беларуси выше, чем в Японии в 10 раз, Германии — в 5, США — в 4 раза. Удельная материальная ресурсоемкость ВВП в Беларуси в 3—8 раз выше, чем в странах ЕС, США, Японии.

Современное экономическое развитие выдвигает на первый план задачу создания необходимых условий, обеспечивающих повышение качества товаров, и предполагает усиление в данной области роли государственного регулирования. Именно качество производимой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг стало основным фактором в конкуренции за выживание как предприятий, так и целых отраслей промышленности, страны в целом. Только на основе решения ключевого вопроса экономической политики нашего государства — обеспечения качества производимых продукции, работ и услуг — можно увеличить экспортный потенциал, обеспечить экономическую безопасность и независимость страны.

Значимость государственного управления качеством продукции обусловлена его ролью в едином комплексе государственного управления экономикой и усиливающейся зависимостью доходов республиканского бюджета от качества производимой в республике продукции и оказываемых услуг.

Документы гармонизированы с соответствующими законами России и других государств СНГ, однако не в полной мере отвечают требованиям европейского Соглашения по техническим барьерам в торговле

Анализ показал, что простое приведение отечественного законодательства в соответствие с требованиями Соглашения по техническим барьерам в торговле проблемы не решит. Необходима разработка специального закона "О техническом нормировании", в котором были бы определены роль и место технических регламентов как обязательных нормативных документов, а также порядок их применения.

В результате реализации разработанной  Госстандартом  и одобренной Советом Министров программы коренного улучшения продукции и услуг "Качество", отраслевых, региональных и государственных научно-технических программ объединениями, предприятиями и организациями разработаны и изготовлены многие новые виды продукции, внедрены ресурсосберегающие технологии с автоматизацией производства и контроля продукции, проведена реконструкция, техническое перевооружение и модернизация цехов. Так, начаты производство и реализация, в т.ч. на рынках ближнего и дальнего зарубежья, гаммы новых высококачественных станков и инструмента. На Минском автомобильном заводе состоялась презентация автобуса МАЗ-152, предназначенного для международных перевозок пассажиров. Могилевским автозаводом изготовлены 10 образцов трактора МоАЗ-4901, Лидским опытным заводом "Неман" собраны первые микроавтобусы "Газель", на ПО "Минский тракторный завод" поставлен на производство трактор МТЗ-1522. ПО "Гомсельмаш" изготовлена первая промышленная партия зерноуборочных комплексов КЗР-10 "Полесье-Ротор" и модернизированных кормоубороч-ных комплексов Г-Г-Е "Полесье", освоено производство самоходных косилок. НПО "Интеграл" освоило 104 новых изделия, в т.ч. интегральных микросхем и 18 полупроводниковых приборов. Среди них — микросхемы, не имеющие мировых аналогов, разработанные по заказу ПО «Горизонт» ряд бескорпусных микросхем для применения  в  калькуляторах, электронных часах, таймерах и др.

Освоено производство новых видов конкурентоспособной продукции на предприятиях Минстройархитектуры и концерна "Белнефтехим».

В области повышения качества изделий легкой промышленное концерном "Беллегпром" выполняется 50 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Исследования проводятся с целю расширения сырьевой базы за счет местных источников сырья и более полного использования потенциала химических производств республики, а также частичного замещения импортируемых волокн хлопка и шерсти. Совместно с ГП «Медико-биологический институт» создаются экологичные энергосберегающие биотехнологии отделки текстильных материалов на базе новых ферментных препаратов позволяющих получить ткани и трикотажные изделия с улучшенными потребительскими свойствами качественными характеристиками.

В рамках программы "Качество" совместно с соответствующими министерствами разработано программное  обеспечение   и сформированы базы данных санитарных норм и правил, фитосанитарных и ветеринарных требований, норм и требований по охране труда, пожарной безопасности, охране окружающей среды.


Система «ДЖИТ» Добиться повышения качества Термины и определения в области качества Классификация экономических кризисов Показатели качества Функциональная взаимозаменяемость показателей продукции Показатель технологичности конструкции Патентно-правовые показатели Экологические показатели Различные подходы к всеобщему руководству качеством 

 

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом