Фирменный Автосервис

 

 

Системы управления качеством продукции

Под управлением качеством продукции понимают установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации, осуществляемые путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции.

На стадии разработки устанавливают необходимый уровень качества и обеспечивают его при проектировании изделия и при составлении технологии его изготовления. Этап позволяет определить часть показателей, например, уровень стандартизации и патентной чистоты изделия.

На стадии производства создают систему контроля и испытаний, а также соответствующую подсистему управления производством. Необходимость надежной системы контроля на данном этапе объясняется, наличием большого числа факторов, влияющих на качество продукции. Особую важность приобретает контроль в сборочном производстве, так как большинство показателей качества конкретного изделия окончательно формируется при его сборке.

Стадия эксплуатации, являясь источником информации для управления качеством на первых стадиях, помогает увеличить достоверность определения ряда показателей (например, показателей надежности).

Приведенная схема не отражает полной системы управления качеством, но в достаточной мере дает представление о задачах по обеспечению качества, возникающих при производстве продукции.

Система управления качеством — это совокупность управляющих органов и объектов управления, взаимодействующих с помощью материально-технических и информационных средств при управлении качеством продукции.

Она должна обеспечить качество конкретного изделия, и поэтому на одном и том же предприятии система может включать отдельные подсистемы по определенным видам изделий.

Система управления качеством должна охватывать все стадии жизненного цикла продукции.

В методологии управления качеством продукции, применяемой в России, рассматриваются четыре стадии жизненного цикла продукции: исследование и разработка; изготовление; обращение и реализация; эксплуатация и потребление.

В соответствии с ИСО серии 9004 в жизненный цикл продукции входят следующие этапы: маркетинг, поиски и изучение рынка; проектирование и (или) разработка технических требований, разработка продукции; материально-техническое снабжение; подготовка и разработка производственных процессов; производство; контроль, проведение испытаний и обследований; упаковка и хранение; реализация и распределение продукции; монтаж и эксплуатация; техническая помощь и обслуживание; утилизация после использования.

Обеспечение качества машин представляет собой совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, дающих необходимые условия для выполнения каждого этапа жизненного цикла таким образом, чтобы качество продукции удовлетворяло определенным требованиям. Применительно к машинам это означает, что проектирование и изготовление обеспечивается таким образом, чтобы все их детали и соединения в целом изначально могли выполнять заданные функции.

Для планирования мероприятий по обеспечению качества целесообразно формировать целевые научно-технические программы повышения качества изделий. Программу разрабатывают на конкретную машину, она должна содержать требования к техническому уровню и качеству создаваемой машины, к ресурсному обеспечению всех этапов жизненного цикла (например, требования к оборудованию, сырью, материалам, комплектующим изделиям, метрологическим средствам, необходимым для производства изделия нужного качества, производственному персоналу и т. д.), а также перечень мероприятий на всех этапах жизненного цикла, обеспечивающих реализацию этих требований. Порядок, правила и методы выполнения мероприятий программы определены документами системы обеспечения качества.

К систематически проводимым мероприятиям по обеспечению качества относятся те, которые выполняются предприятием постоянно или с определенной периодичностью, например, работы по изучению рынка, постоянному обучению персонала и т. д.

Особое место занимают мероприятия, связанные с предупреждением различных дефектов.

В соответствии с ИСО серии 9000 система управления качеством должна функционировать таким образом, чтобы предотвратить изготовление изделия низкого качества.

Мероприятиями по предупреждению несоответствий показателей качества требуемым могут быть принудительная замена технологической оснастки и инструмента, планово-предупредительный ремонт оборудования, техническое обслуживание, обеспечение необходимой документации всех рабочих мест, своевременное изъятие устаревшей документации и т. д.

К управлению качеством относятся управление процессами, выявление различного рода несоответствий продукции и устранение причин этих несоответствий, а также вызвавших их причин.

В методологии системы качества, применяемой в России, меры по выявлению и устранению отклонений и их причин известны как «замкнутый управленческий цикл», который включает контроль, учет, анализ (оценку), принятие и реализацию решения.

Решения могут приниматься по результатам текущей информации, получаемой при контроле, учете и анализе, а также по результатам обработки и анализа накапливаемой информации.

Постоянное улучшение качества прямо связано с тенденцией к повышению конкурентоспособности продукции. Такая продукция обладает высоким уровнем качества при более низкой цене. В связи с этим целью постоянного улучшения качества является либо улучшение параметров продукции, либо повышение стабильности качества изготовления, либо снижение издержек.

Развитие деятельности по улучшению качества требует специальной организации. Характерной организационной формой работ по улучшению качества являются группы качества (за рубежом — «кружки качества»). Однако эта форма не является единственной. К ним можно отнести и организацию рационализаторской деятельности, и создание временных творческих коллективов (при этом в практике многих зарубежных фирм в такие коллективы входят и руководители фирм) для решения определенных задач улучшения качества и т. д.

Ведущую роль в определении требований, предъявляемых к качеству машин, должен играть маркетинг.

Его назначение состоит в определении рыночного спроса и области реализации, поскольку это важно для оценки сортности, нужного количества, стоимости и сроков производства машин; определении требований потребителя на основе постоянного анализа хозяйственных договоров, контактов или потребностей рынка; эти действия включают учет любых нужд или тенденций, проявляемых потребителями; информирование предприятия о всех требованиях, предъявляемых потребителем.

С целью обеспечения качества поставок система управления качеством как минимум должна включать следующие элементы:

требования к покупным материалам, полуфабрикатам, комплектующим деталям и узлам;

процедуры, методы и формы работы с поставщиками;

входной контроль;

процедуры согласования с поставщиками планов входного контроля;

методы решения спорных вопросов по качеству покупной продукции и ведения претензионной работы;

регистрацию данных о качестве покупных машин и оценку поставщиков.

Система управления качеством должна предусматривать обеспечение функции материально-технического снабжения всеми необходимыми ресурсами и условиями, контроль и управление ресурсами и условиями и постоянное их улучшение.


Особенности управления персоналом в условиях ТОМ Четырехфокусное рассмотрение понятия «персонал» при управлении качеством Обеспечение качества выпускаемой продукции Обеспечение качества на производстве и после производственных этапах Управление качеством продукции на стадии проектирования Классификация методов определения количественных показателей качества Статистические методы оценки показателей качества продукции Управление качеством персонола Существующие подходы к управленческой деятельности Адаптационная работа с новичками 

 

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом