Фирменный Автосервис

 

 

Обеспечение качества продукции на предприятии

Обеспечение качества выпускаемой продукции - одна из важных функций организации производства на предприятии. Для реализации этой функции на предприятии формируется система обеспечения качества продукции, представляющая собой комплекс организационных мероприятий, имеющих своей целью создание необходимых условий для выпуска продукции должного качества.
Международный стандарт ИСО серии 8402 трактует понятие обеспечения качества как «все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, а также подтверждаемые (если это требуется), необходимые для создания достаточной уверенности в том, что объект будет выполнять требования к качеству».
Основные элементы системы качества, предусмотренные комплексом международных стандартов качества ИСО 9000, представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Основные элементы системы качества в соответствии со стандартом ИСО 9000

Элемент системы

Содержание

Система обеспечения качества

Формирование на предприятии системы обеспечения качества и контроля качества, разработка и реализация процедур по выполнению функций разработанной системы

Контроль качества проектных работ

Планирование характеристик проектируемого изделия, контроль создания конструктивной и технологической документации

Обеспечение производства необходимыми материальными ресурсами

Оценка исходных материалов, комплектующих на соответствие предъявляемым требованиям, контроль качества поступающих на предприятие материальных ресурсов, защита этих ресурсов от повреждений и потерь

Оборудование и оснастка для контроля, измерения и тестирования

Постоянная проверка контролирующего, измерительного оборудования и оснастки; их техническое обслуживание перед допуском в производство. Проверка программного обеспечения до и во время его использования

Контроль технологического процесса

Планирование производственного процесса, разработка необходимых документов и инструкций; контроль состояния оборудования и хода производственного процесса. Обеспечение качества инструмента

Контроль и тестирование

Обеспечение контроля качества комплектующих и тестирования готовых изделий, выбраковка дефектной продукции, выявление причин появления дефектов

Подготовка персонала

Обучение рабочих, специалистов и руководителей методам обеспечения высокого качества продукции

Техническое обслуживание

Разработка системы технического обслуживания изготовленной продукции у ее потребителей

Ответственность руководства

Определение степени ответственности и объема полномочий руководителей и специалистов, занятых обеспечением и контролем качества. Выделение руководителя, отвечающего за функционирование системы обеспечения качества

Отчетность о качестве

Формирование документов, регистрирующих данные о продукции; документы должны идентифицироваться, систематизироваться, индексироваться, храниться и ликвидироваться в установленном порядке


Элемент системы Содержание
Система обеспечения качества Формирование на предприятии системы обеспечения качества и контроля качества, разработка и реализация процедур по выполнению функций разработанной системы
Контроль качества проектных работ Планирование характеристик проектируемого изделия, контроль создания конструктивной и технологической документации
Обеспечение производства необходимыми материальными ресурсами Оценка исходных материалов, комплектующих на соответствие предъявляемым требованиям, контроль качества поступающих на предприятие материальных ресурсов, защита этих ресурсов от повреждений и потерь
Оборудование и оснастка для контроля, измерения и тестирования Постоянная проверка контролирующего, измерительного оборудования и оснастки; их техническое обслуживание перед допуском в производство. Проверка программного обеспечения до и во время его использования
Контроль технологического процесса Планирование производственного процесса, разработка необходимых документов и инструкций; контроль состояния оборудования и хода производственного процесса. Обеспечение качества инструмента
Контроль и тестирование Обеспечение контроля качества комплектующих и тестирования готовых изделий, выбраковка дефектной продукции, выявление причин появления дефектов
Подготовка персонала Обучение рабочих, специалистов и руководителей методам обеспечения высокого качества продукции
Техническое обслуживание Разработка системы технического обслуживания изготовленной продукции у ее потребителей
Ответственность руководства Определение степени ответственности и объема полномочий руководителей и специалистов, занятых обеспечением и контролем качества. Выделение руководителя, отвечающего за функционирование системы обеспечения качества
Отчетность о качестве Формирование документов, регистрирующих данные о продукции; документы должны идентифицироваться, систематизироваться, индексироваться, храниться и ликвидироваться в установленном порядке Проверка соответствия продукции установленным требованиям обеспечивается системой технического контроля, основными объектами которой являются:
конструкторская и технологическая документация;
сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия;
оборудование, инструменты и технологическая оснастка;
процессы получения заготовок, изготовления полуфабрикатов и деталей, сборки узлов, агрегатов и изделий;
готовая продукция (детали, узлы, изделия).
Система технического контроля на современном предприятии кроме объектов включает в себя задачи, принципы, виды, методы и средства контроля.
Задачами технического контроля являются: обеспечение использования в процессе производства только доброкачественных предметов, средств и орудий труда; предупреждение, обнаружение и устранение всех отклонений от нормального хода производственного процесса; изучение причин, влияющих на снижение качества продукции, и разработка рекомендаций по сокращению брака и улучшению качества продукции; предупреждение попадания к потребителю некачественной продукции; контроль за соблюдением технологической дисциплины и общей культуры производства; сортировка годной и бракованной продукции, учет продукции и заключительное оформление технической документации о степени ее готовности.
Основные принципы организации технического контроля:
распространение контроля на все элементы и стадии производственного процесса;
соответствие методов и форм контроля особенностям техники, технологии и организации производства;
обоснованность экономическими расчетами эффективности организации технического контроля;
обеспечение системой контроля четкого распределения обязанностей и ответственности между отдельными исполнителями и подразделениями предприятия.
Виды технического контроля: профилактический (предупреждение брака), приемочный (выявление и изоляция брака), комплексный (профилактика и приемка) и специальный (инспекция состояния производства).
Методы контроля:
контроль наладки (контроль детали) - это проверка совпадения установленных требований к качеству продукции в начале выполнения той или иной производственной операции;
летучий контроль - периодическая или эпизодическая проверка качества продукции непосредственно на рабочих местах;
статистические методы контроля - группа методов изучения закономерностей изменения качества продукции;
выборочный контроль (однократный, многократный и непрерывной выборки);
сплошная проверка;
физико-технический контроль.
По используемым средствам контроля различаются измерительный, регистрационный, органолептический, визуальный способы, а также по контрольному образцу и технический осмотр.
Все операции технического контроля централизуются в отделе технического контроля (ОТК). Исполнителями контрольных операций являются многие службы предприятия. При этом указанные операции весьма разнообразны: контроль геометрических форм и размеров, внешнего вида продукции, физико-механических, химических и других свойств материалов и полуфабрикатов, технологических свойств (пригодность для обработки на последующих операциях), контрольно-сдаточные испытания, контроль за соблюдением технологической дисциплины.
В зависимости от стадии производства различают предварительные, промежуточные и окончательные контрольные операции. В зависимости от степени охвата могут быть пооперационные и групповые контрольные операции, а по месту выполнения  -  стационарные и скользящие (контроль на рабочих местах исполнителей).


Технологичность сборки Базовые поверхности Виды заготовок и методы их получения Организация транспортного обслуживания Значение, задачи и структура транспортного хозяйства Качество и пути его обеспечения Технологичность заготовок Технологичность деталей при обработке резанием ОСНОВЫ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Структура и свойства материалов 

 

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом