Фирменный Автосервис

 

 

Международное управление качеством продукции

Стандартизация и сертификация — основа международной системы управления качеством продукции. 14 октября 1946 г. на заседании Комитета по координации стандартов Организации Объединенных Наций было принято решение создать Международную организацию по стандартизации (ИСО). Основная задача ИСО — разработка международных рекомендаций (стандартов) с целью содействия международной торговле и научно-техническому прогрессу. Огромный объем технических работ по созданию и согласованию проектов международных рекомендаций по стандартизации выполняется техническими и специальными комитетами, подкомитетами и рабочими группами ИСО, которых в настоящее время насчитывается более 900.

Наше государство уделяло и уделяет большое внимание участию Госстандарта в работах по стандартизации и обеспечению высокого качества продукции. СССР, а теперь Россия — член ИСО, а также Международной электротехнической комиссии (МЭК), Европейской организации по контролю качества (ЕОКК),

Международного комитета мер и весов (МКМВ), Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ) и других организаций.

Госстандарт России является полномочным представителем нашей страны в ИСО. Россия — постоянный член Совета ИСО, высшего руководящего органа этой международной организации. Она входит во многочисленные технические и иные комитеты, комиссии, группы и т.д.

В 1986—1987 гг., т.е. через десять лет после принятия ГОСТ СССР по обеспечению необходимого качества продукции, Международная организация по стандартизации приняла семь Международных стандартов (МС ИСО) на системы качества продукции:

1. МС ИСО 8402-86 "Качество. Словарь" (аналог ГОСТ 15467-79 "Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения");

МС ИСО 9000-87 "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению";

МС ИСО 9001-87 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании";

МС ИСО 9002-87 "Системы качества. Модель для обеспечения при производстве и монтаже";

МС ИСО 9003-87 "Системы качества. Модель для обеспечения

МС ИСО 9004-87 "Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания";

МС ИСО 10011 "Общие руководящие указания по проверке систем качества".

Все стандарты ИСО имеют рекомендательный характер, но неисполнение их указаний относительно системы качества уменьшает рыночную конкурентоспособность продукции, так как на мировом рынке товаров все большее значение приобретает неценовая конкуренция. Одна из причин появления неценовой составляющей конкурентоспособности товаров состоит в том, что в мировой экономике происходят интеграционные процессы, а для этого необходимо преодолевать нетарифные барьеры в торговле, связанные с недопущением на рынок некачественной продукции. Следующая причина — в постоянно увеличивающемся числе потребителей (покупателей) с индивидуализированными требованиями к качеству продукции. Это требует, чтобы в системе управления качеством происходило регулярное согласование требований к качеству продукции в каждом сегменте рынка с реальными возможностями удовлетворить их. Кроме того, во взаимоотношениях между потребителями и поставщиками (производителями) возросло значение обеспечения гарантии надежности поставок продукции требуемого уровня качества, а также в заданный срок и по согласованной цене. Все это и привело к необходимости иметь МС ИСО на системы качества.

Если система управления и обеспечения качества продукции (система качества) предприятия-изготовителя удовлетворяет требованиям МС ИСО, то для потребителя это служит некоторой гарантией того, что поставщик (само предприятие или торговый посредник) имеет возможности и поэтому будет обеспечивать потребителя продукцией требуемого качества. Часто только по этой причине заключаются или не заключаются контракты купли-продажи. Следовательно, для предприятий (особенно для выходящих со своей продукцией на внешний рынок) соблюдение стандартов системы качества ИСО (или соответствующих им ГОСТ, что одно и тоже) есть фактор повышения рыночной конкурентоспособности их продукции. Именно поэтому предприятия стремятся добровольно сертифицировать свои системы качества на соответствие их требованиям МС ИСО.

Известно, что когда поставщик вполне надежен, то достаточно минимального контроля за качеством продукции со стороны потребителя. И все же потребитель, по рекомендации МС ИСО, должен определять свои требования в отношении качества продукции и руководствоваться ими при заключении контракта (договора) на поставку товара. Оптовый потребитель продукции должен осуществлять контроль за управлением качеством.

Анализ содержания МС ИСО по системам качества продукции показывает, что многие их положения содержатся в отечественных нормативно-технических и других документах. Однако в общих подходах к построению и функционированию систем качества, отраженных в МС ИСО серии 9000, есть и новые положения.

Во-первых, система управления качеством может считаться эффективной и соответствующей требованиям ИСО только в том случае, если выпускаемая предприятием-изготовителем продукция отвечает требованиям потребителя. Из этого следует, что продукция, не нужная потребителю, не может быть признана качественной, а у изготовителя нет удовлетворительной системы качества.

Во-вторых, если предприятие выпускает несколько видов продукции, то по каждому из них должна быть создана своя подсистема обеспечения качества.

В-третьих, действие системы качества распространяется на весь жизненный цикл продукции (сквозное управление качество).

Широкое использование Государственных стандартов, нормативно-технических документов, соответствующих МС ИСО серии 9000, позволяет не только повысить качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции, но и совершенствовать системы управления качеством в нашей стране.


Роль распределительной логистики в экономике предприятия Эволюция логистики как науки Системы управления экономической безопасностью в России Показатели (индикаторы) экономической безопасности Законодательная основа управления качеством продукции Единая система государственного управления качеством продукции Планирование процесса управления качеством Комплексная система управления качеством продукции (КСУКП) Система «ДЖИТ» Добиться повышения качества 

 

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом