Фирменный Автосервис

 

 

Общее понятие качества продукции. Категории управления качеством продукции

Понятие качества
В любой стране высокое качество производимой продукции повышает эффективность ее экономики, сокращает сроки внедрения в производство достижений науки и техники, обеспечивает наиболее полное использование природных, производственных и трудовых ресурсов, снижает непроизводительные расходы, повышает конкурентоспособность продукции, расширяет ее экспорт, увеличивает эффективность внешнеторговых операций, повышает авторитет страны на мировой арене.
Существует множество трактовок категории «качество»:
Качество – как абсолютная оценка. Качество понимается как синоним превосходства, добротность, совершенство товара, безусловное соответствие стандартам.
Качество – как свойство продукции. В данном определении качество - это производная от какого-либо количественно измеримого признака продукта (чем выше количественная оценка признака, тем выше качество).
Качество – как соответствие назначению. В данном определении качество – это способность продукта или услуги выполнять свои функции, степень пригодности для использования.
Качество – как соответствие стоимости. Качество понимается как соотношение цены и полезности продукта. Качественный продукт - такой, который по своим полезным свойствам либо равен аналогичным товарам, но продаётся дешевле, либо выше по своим потребительским свойствам, чем аналогичные товары по той же цене.
Качество – как соответствие стандартам. Качество понимается как степень соответствия техническим стандартам и условиям, которые в свою очередь соответствуют требованиям потребителей.
Качество – как степень удовлетворённости потребителей. В данном случае категория «качество» определяется с помощью таких понятий как ожидания и запросы потребителей. Данная трактовка в наибольшей степени соответствует маркетинговому подходу к управлению предприятием (фирмой). Аналогичная же позиция прослеживается в определении, которое дала Международная организация по стандартизации:
Качество продукции (в соответствии со стандартом ISO 9000:1994) — это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Качество продукции является основным фактором достижения ее конкурентоспособности. К остальным факторам относятся цена продукции, затраты в сфере ее потребления (эксплуатации) за нормативный срок службы (применения) и качество сервиса продукции.
Свойство - объективная способность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации и потреблении.
Следует различать понятия «качество» и «полезный эффект». Качество — это потенциальная способность товара удовлетворять конкретную потребность, а полезный эффект — это действительная (фактическая) способность товара удовлетворять конкретную потребность.
Уровень качества изделия - относительная оценка качества, основанная на сравнении комплекса характеристик рассматриваемого изделия с базовыми (т.е. с основными, выбранными для сравнения). Такими изделиями могут быть изделия конкурентов, образцов, стандартов, опережающих стандартов и т.п.
Повышение качества продукции имеет большое значение для потребителя, изготовителя и экономики в целом.
Выпуск качественных изделий способствует увеличению реализации и рентабельности капитала, росту престижа фирмы. Если продукция является общепризнанной по качеству, то фирме не обязательно затрачивать большие средства на рекламу или делать дорогую упаковку, привлекающую покупателей.
Интересы изготовителя в повышении качества продукции заключается в следующем:
продвижение своих товаров на новые рынки, расширение доли рынка;
повышение производительности труда за счет устранения недостатков технологических процессов, снижения уровня дефектности;
снижение риска потерь в период гарантийного обслуживания;
получение более высокой прибыли.
Для изготовителя качество продукции является определяющим во всей производственно-хозяйственной деятельности, но при этом процесс повышения качества должен быть ориентирован на потребителя.
Категории управления качеством продукции, менеджмент качества.
Для эффективной организации управления качеством продукции необходимо, чтобы был не только ясно выделен объект управления, но и чтобы четко были определены категории управления, то есть явления, позволяющие лучше осознать и организовать весь процесс.
Цель управления качеством — это выпуск продукции, отвечающей заданным требованиям конкуренции на рынке при минимизации затрат, с учетом интересов потребителя и требований безопасности и экологичности продукции.
Управление качеством продукции - установление, обеспечение и поддержание его необходимого уровня, осуществляемое путём систематического контроля и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции (рисунок 1).
Менеджмент и управление в специальной литературе рассматриваются практически с одних и тех же позиций. В соответствии с этим термины «менеджмент» и «управление», а, следовательно, «менеджмент качества» и «управление качеством» необходимо использовать как тождественные.
Сущность всякого управления заключается в выработке управленческих решений и последующей их реализации на определенном объекте управления. При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления, как правило, являются процессы, от которых зависит качество продукции. Они организуются и протекают как на допроизводственной, так и на производственной и послепроизводственной стадиях жизненного цикла продукции.
Система менеджмента качества — система менеджмента для руководства и управления организацией в области качества.
Обеспечение качества — часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнимы.
Улучшение качества — часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнять требования к качеству.
Объект управления – качество продукции. Иногда в качестве объекта выступает конкурентоспособность, технический уровень или какой либо другой показатель, характеристика. Как объект управления может выступать либо вся совокупность свойств продукции, либо какая то их часть, группа или отдельное свойство.
Субъект управления – управляющие органы всех уровней и лица, призванные обеспечить достижение и содержание планируемого состояния и уровня качества продукции.
Политика в области качества — это ориентир, который задаёт общее направление деятельности предприятия в области качества.
Стратегия по качеству тесно взаимосвязана с общей стратегией предприятия и предусматривает последующие шаги для достижения целей и решения задач. Разработка стратегии основана на учете жизненного цикла товара и принципа «товар — рынок».
Наряду со стратегией разрабатывается тактика управления качеством продукции. Тактика представляет целенаправленную деятельность, которая определяется на краткосрочный период. Тактика определяет пути, обеспечивающие постоянное приближение к заданным параметрам качества. Она разрабатывается и внедряется низшим руководящим звеном, а исполняется рядовыми сотрудниками предприятия.
Постоянное совершенствование качества продукции возможно только путём системного, комплексного осуществления деятельности в рамках всего предприятия.
Методы и средства управления – способы, которыми органы управления воздействуют на элементы производственного процесса, обеспечивая достижение и поддержание планируемого состояния и уровня качества продукции. Управление качеством использует следующие четыре типа методов:
экономические методы, обеспечивающие создание экономических условий, побуждающих коллективы предприятий, конструкторских, технологических и других организаций изучать запросы потребителей, создавать, изготавливать и обслуживать продукцию, удовлетворяющую эти потребности и запросы. К числу экономических методов относятся правила ценообразования, условия кредитования, экономические санкции за несоблюдение требований стандартов и технических условий, правила возмещения экономического ущерба потребителю за реализацию ему некачественной продукции;
методы материального стимулирования, предусматривающие, с одной стороны, поощрение работников за создание и изготовление высококачественной продукции (к числу этих методов относятся: создание систем премирования за высокое качество, установление надбавок к заработной плате и др.), а с другой – взыскание за причиненный ущерб от ее низкого качества;
организационно – распорядительные методы, осуществляемые при помощи обязательных для исполнения директив, приказов, указаний руководителей. К числу организационно распорядительных методов управления качеством продукции относятся также требования нормативной документации;
воспитательные методы, оказывающие влияние на сознание и настроение участников производственного процесса, побуждающие их к высококачественному труду и четкому выполнению специальных функций управления качеством продукции. К их числу относятся: моральное поощрение за высокое качество продукции, воспитание гордости за честь заводской марки и др.
Выбор методов управления качеством продукции и поиск их наиболее эффективного сочетания – один из самых творческих моментов в создании систем управления, так как они оказывают прямое воздействие на людей, участвующих в процессе создания и изготовления продукции, то есть на мобилизацию человеческого фактора.
Средства управления качеством продукции на предприятии включают:
банк нормативной документации, регламентирующей показатели качества продукции и организующей выполнение специальных функций управления качеством;
метрологические (измерительные) средства, включающие (в зависимости от уровня системы) государственные эталоны физических величин, образцовые и/или рабочие средства измерений;
оргтехнику (в том числе, компьютеры), средства связи, словом, все то, что используют органы и лица, управляющие выполнением специальных функций в системах управления качеством.
Управленческие отношения, то есть отношения субординации (подчинения) и координации (сотрудничества).
Отношения субординации обычно характеризуются вертикальными связями от руководителя к подчиненным. Содержание этих отношений определяется степенью централизации и децентрализации функций и задач управления качеством продукции. На уровне предприятия отношения субординации по управлению качеством определяется производственной структурой предприятия и структурой действующей системы управления качеством. Управленческие отношения основываются на сочетании единоначалия, коллегиальности, активности членов трудового коллектива, на экономических, моральных и материальных стимулах.
Отношения координации характеризуются горизонтальными связями между отдельными работниками и организациями, вступающими во взаимодействие ради обеспечения определенного уровня качества продукции или его улучшения.
Система контроля качества продукции - совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов контроля, используемых видов, методов и средств по оценке качества изделий и профилактике брака на различных этапах жизненного цикла продукции.
Эффективная система контроля позволяет своевременно и целенаправленно влиять на уровень качества выпускаемой продукции, предупреждать всевозможные недостатки и сбои в работе, быстро их выявлять и ликвидировать с наименьшими затратами ресурсов.

Зарубежный опыт управления качеством Зарубежный опыт управления качеством Структура технологического процесса. Термины и определения Проектирование технологических процессов механической обработки Методы формообразования поверхностей зубьев силовых передач Токарная обработка Литье Анализ технологичности конструкции детали Методы получения заготовок и припуски Разметка заготовок 

 

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом