Фирменный Автосервис

 

 

Унификация и стандартизация конструкций и их экономическая эффективность

Унификация и стандартизация конструкций и их экономическая эффективность
При унификации и стандартизации конструкций существенно уменьшаются время и затраты на подготовку производства.стандартизация
Конструкторская унификация — это комплекс мероприятий, обеспечивающих устранение необоснованного многообразия типов и конструкций изделий, форм и размеров деталей и заготовок, профилей и марок материалов. Этим создаются условия для использования преимуществ специализированного производства повторяющихся изделий и их элементов. Унификация является базой агрегатирования, т. е. создания изделий путем их компоновки из ограниченного числа унифицированных элементов, и конструкционной преемственности, т. е. применения в конструкции нового изделия уже освоенных в производстве сборочных единиц и деталей.
сокращение номенклатурыСтандартизация— это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации (использования) и требований безопасности.
Одним из важнейших направлений конструкторской унификации является сокращение номенклатуры изделий и их элементов, имеющих одинаковое или сходное эксплуатационное назначение. Оно реализуется, в первую очередь, путем создания на основе предпочтительных чисел параметрических рядов (гамм) изделий. Каждый ряд представляет собой совокупность изделий, аналогичных по своей кинематике, рабочему процессу, но различным по габаритным, мощностным или другим основным эксплуатационным параметрам (грузоподъемность грузового автомобиля или крана, рабочий объем двигателя, производительность компрессора и др.). параметрические ряды формируют в каждой отрасли перспективный типаж изделий, что весьма ограничивает их возможную номенклатуру.
Вторым важным направлением является сокращение номенклатуры сборочных единиц и деталей за счет унификации и стандартизации последних. Конструктор в своей работе обязан широко использовать имеющиеся альбомы государственных, ведомственных стандартов и стандартов предприятия, исследовать возможности унификации конструкций и конструкционной преемственности. С этой целью на предприятиях и в проектных организациях вводится нормо-контроль, которому подлежит вся конструкторская документация. Обычно при нормоконтроле производится проверка соответствия документации стандартам и другим нормативным документам, а также первичный анализ технологичности изготовления изделия и его элементов. Виза контролера обязательна на всей конструкторской документация до ее утверждения руководителем организации или предприятия.
Третьим направлением является стандартизация форм и размеров нестандартизованных деталей — диаметров валов и отверстий, профилей резьб, радиусов скруглений и других конструкционных элементов, позволяющих использовать стандартный инструмент и существенно сокращать сроки, стоимость технологической подготовки и освоения производства, сокращение числа марок и сортамента материалов, применение стандартных профилей приводит к сокращению складских запасов и улучшению материально-технического снабжения. Унификация заготовок (изготовление близких по конфигурации деталей из одинаковых заготовок) позволяет применять высокопроизводительные технологические процессы в заготовительных цехах и существенно сократить длительность производственного цикла.
Степень унификации и стандартизации может быть охарактеризована следующими основными показателями.
Коэффициент унификации изделия kyh
где Nyн — номенклатура унифицированных деталей;
N0бщ — общее количество деталей в изделии.
Коэффициент стандартизации kcт
где NCT — номенклатура типоразмеров стандартных (ГОСТ, ОСТ, СТП) деталей в изделии.
Коэффициент преемственности кпр
где N3 — номенклатура типоразмеров заимствованных деталей в изделии; Л^0дщ — номенклатура типоразмеров детали в изделии.
Обобщенный показатель унификации и стандартизации к
Коэффициент унификации конструкционных элементов (для каждого вида резьбы, паза, фаски и др.) кун.э
где N3э — число значений размеров конструкционных элементов во всех оригинальных деталях;
Ny э — суммарное число применяемых конструкционных элементов данного вида во всех оригинальных деталях.
Коэффициент унификации марок и профилей применяемых материалов (для каждого вида материала — стали, чугуна, пластмассы и др.) ку.нм
где Ny.м — число применяемых марок и профилей материалов;
NД — число наименований оригинальных, унифицированных, стандартных и заимствованных деталей, кроме покупных.
Научно-техническое и организационно-техническое руководство работами по стандартизации на предприятиях осуществляет конструкторско-технологический отдел (бюро) стандартизации (КТОС), подчиненный главному инженеру предприятия.

Обеспечение технологичности конструкции

Под технологичностью изделия понимается совокупность свойств его конструкции, характеризующих возможность оптимизации затрат труда, средств и времени на всех стадиях создания, производства и эксплуатации изделия.
Производственная технологичность конструкций характеризуется рядом показателей: материалоемкостью, трудоемкостью, себестоимостью, производственным циклом, а для некоторых изделий еще и трудоемкостью и циклом монтажа машины у потребителя. Показатели производственной технологичности могут быть абсолютными (масса изделия и его элементов, нормы расхода материалов, точность изготовления, шероховатость поверхности, общее количество деталей и др.) и относительными (коэффициенты унификации, стандартизации, преемственности, использования материала и др.). Итоговым, обобщающим показателем производственной технологичности является себестоимость.
Материалоемкость изделия Gоб
где Gчep — расход материала на заготовки из черных металлов;
Сц — расход материалов на заготовки из цветных металлов;
GH — расход материала на заготовки из неметаллических материалов.
Удельная материалоемкость изделия gуд
где р — определяющий эксплуатационный параметр изделия (производительность, мощность, масса и т. п.).
Коэффициент использования металла ким
где Gч — чистая масса изделия.
Трудоемкость изделия to
где t3 — трудоемкость заготовительных работ;
tм — трудоемкость механической обработки;
tсб — трудоемкость сборочных работ;
tп — трудоемкость прочих работ.
Удельная трудоемкость изделия tуд
Удельная себестоимость Sуд
где S — себестоимость изделия.
Показатели технологичности во многих случаях могут оказать решающее влияние на окончательную комплексную оценку проектов новых изделий.
Общие требования к технологичности в процессе конструкторской подготовки производства определяются ГОСТ. Так, сборочная единица должна расчленяться на рациональное число составных частей с учетом принципа агрегатирования и ее конструкция должна обеспечить возможность компоновки из стандартных и унифицированных частей. В конструкции базовой составной части необходимо предусматривать возможность использования конструкционных сборочных баз в качестве технологических и измерительных, причем метод сборки для данного объема выпуска и типа производства должен выбираться на основе расчета и анализа размерных цепей.
Работы по обеспечению технологичности конструкции сборочных единиц и деталей осуществляют следующим образом: выявляют функции основных сборочных единиц и деталей; определяют возможность объединения функций и уменьшения их числа в конструкции изделия; выявляют возможность преемственности конструкций деталей, а также стандартизации и унификации конструкций; определяют технологическую рациональность конструкционных решений в части габаритных размеров, используемых материалов, метода получения заготовок, соединений с другими сопрягаемыми деталями изделия и др.
Объективные показатели прогрессивности конструкторских решений следующие:
— удельная масса или удельный расход материала — отношение общей массы (расхода материала) к одному из важнейших технических или эксплуатационных параметров изделия: мощность, объем работы, производительность и др.;
— удельная трудоемкость — отношение трудоемкости изделия к аналогичному параметру;
— удельная себестоимость — отношение полной себестоимости к аналогичному параметру.
Эти показатели позволяют сравнивать однотипные изделия, проектируемые и выпускаемые разными отечественными и зарубежными предприятиями, различные модификации конструкции, судить о степени совершенства конструируемого изделия (в числе других).


Проблемы разработки и реализации инновационных проектов в современных условиях Научные конференции 6 Менеджмент в XXI веке: методология и практика Инновационные технологии в автомобильной промышленности Актуальность методологии прогнозирования в условиях мирового кризиса экономики Машиностроение и инжиниринг Основные параметры резьбы Доменное производство чугуна ЭЛЕКТРОННЫЕ БЛОКИ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ ЭЛЕКТРОННЫЕ БЛОКИ В АВТО 

 

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом