Фирменный Автосервис

 

 

Проблема качества технической продукции

Проблема качества технической продукции

Качество продукции — это совокупная характеристика основных свойств, определяющих способность удовлетворять соответствующие потребности наиболее приемлемым и экономичным способом. Качество, по выражению древних философов, — это ощутимый, но не измеряемый признак объектов, составляющих их сущность; качество — это то, что делает предмет именно таким, каков он есть. В современное содержание понятия о качестве, например, машин, входят не только функциональные потребительские свойства, такие, как мощность машин, их быстродействие, производительность, материало- и энергоемкость, степень автоматизации и т.д., но и различные технологические свойства, а также характеристики таких эксплуатационных свойств, как надежность, включающая в себя безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость и т. п. Немаловажное значение имеют конструкторско-художественные особенности изделия, уровень стандартизации и унификации деталей и узлов, экологичность, безопасность эксплуатации и другие свойства.
К сожалению, в настоящее время большинство изделий (машин и оборудования) выпускаемых отечественным машиностроением, по важнейшим показателям уступают зарубежной технике и не соответствуют достижениям науки. Мировому уровню качества соответствуют лишь около 20 % объема выпускаемой в стране важнейшей продукции машиностроения. К концу 80-х гг. в СССР темпы обновления машиностроительной продукции составляли всего 4 % в год. Сейчас нет и этого.
Отечественные машины и машинное оборудование обычно тяжелее аналогичных зарубежных образцов в среднем на 15-25 %. Из-за низкой надежности техники приблизительно 20-25 % металла расходуется на запасные части. Затраты трудовых и материальных ресурсов на ремонт техники превышают производственные фонды. С 1980 по 1990 г. затраты на ремонты почти удвоились. Известно, что, например, в энергетике к началу текущего десятилетия ремонтом занималась треть работников отрасли. В автомобилестроении расходы на производство автомобилей составляют 1,5 % от общих расходов, затрачиваемых в течение всего жизненного цикла изделия (текущий ремонт, техническое обслуживание, капитальный ремонт соответственно 46, 45 и 7 %).
Копирование зарубежной техники снизило долю исследовательских работ, направленных на повышение технического уровня (ТУ) создаваемой техники с одновременным снижением ее производственной себестоимости. Чаще всего, вместо создания принципиально новых машин или принципиально новых решений в разработке отдельных узлов или блоков машин, совершенствовались старые, иногда морально устаревшие. В результате такого подхода их сложность и себестоимость увеличиваются в десятки раз, а полезная отдача — в 2-3 раза. Такая практика повышения технического уровня машин привела к тому, что в 1990 г. из числа обследованных новых образцов машин у 40 % машин рост их цен превышал рост производительности. Это противоречит смыслу и цели улучшения качества продукции как источника повышения эффективности общественного производства.
Однако утверждается, что, как правило, лучшие параметры качества обеспечиваются более высокой себестоимостью, а эксплуатационные затраты при этом могут снижаться. В таком случае суммарные затраты на единицу работы будут минимальными только при оптимальном уровне качества. Значит сопоставляя группы затрат, можно установить оптимальные параметры качества, при которых будут обеспечиваться минимальные суммарные затраты на изготовление и эксплуатацию изделия.
Существует еще и другой метод определения оптимального уровня качества продукции. Очевидно, что с повышением качества продукции выгода потребителя вначале растет быстро, а затем стабилизируется. С другой стороны, если повышение качества сопровождается прогрессирующим увеличением затрат на производство и эксплуатацию изделия, то оптимальным следует считать такой уровень качества, при котором разность между выигрышем потребителя и затратами на приобретение и эксплуатацию изделия будет наибольшей.
На практике нередки случаи, когда повышение качества не сопровождается повышением затрат на производство и эксплуатацию техники. В этой ситуации ограничений на уровень качества, т. е. нахождения оптимального значения уровня качества (технического уровня) не требуется и чем выше уровень качества, тем лучше.
Вообще говоря, повышение технического уровня и качества изделий машиностроения является важнейшей народно-хозяйственной задачей. Известно, например, что экономии 1 % расходуемого в машиностроении черного металла за счет совершенствования техники достаточно для изготовления почти 300 тыс. грузовых автомобилей или 200 тыс. тракторов. Уменьшение материалоемкости изделий способствует снижению трудозатрат при производстве и эксплуатации машин и оборудования. Это позволяет более рационально использовать трудовые ресурсы.
После так называемой «пятилетки качества» в отечественном машиностроении произошло некоторое повышение технического уровня и качества создаваемой техники, резкое увеличение единичной мощности ряда видов машин и оборудования. Возросла мощность выпускаемых турбин, гидро- и турбогенераторов электрической энергии, тепловозов, тракторов и т. д. В ряде отраслей были достигнуты заметные сдвиги в унификации и типизации. Так, например, уровень унификации металлорежущих станков повысился до 60-80 %, автомобилей — до 70-80 %. Уровень материалоемкости в отрасли тяжелого машиностроения за 5 лет (1985-1990 гг.) снизился на 2-15 %, а на предприятиях электротехнической промышленности — на 10-25 %. Еще в большей степени снизилась удельная материалоемкость отдельных видов машин, например, тракторов и двигателей к ним — на 40 %. Это достаточно существенные результаты научно-технического прогресса в машиностроении, характеризуемого параметрами технического уровня машин и машиностроительной продукции в целом.
Качество продукции является не только экономико-технической проблемой, но и социально-экономической.
Качество продукции машиностроения определяется тем, на сколько она удовлетворяет потребности людей, а также экономит ресурсы при выполнении работ и т. д. Высокое качество изделий способствует повышению престижности предприятия-изготовителя, улучшает морально-нравственный климат на производстве и в обществе.
Потребность — это не всякое желание или прихоть людей, а объективная необходимость отдельных личностей и общества в целом во всем том, что обеспечивает их жизнедеятельность и развитие в условиях ограниченности сырьевых, энергетических, трудовых и других ресурсов.
В экономическом отношении качество продукции, в том числе машины, проявляется через ее полезность, которой соответствует потребительная стоимость. К. Маркс писал, что «если она (вещь) бесполезна, то и затраченный на нее труд бесполезен, не считается за труд и поэтому не образует никакой стоимости... полезность вещи делает ее потребительной стоимостью».
Известно, что потребности людей имеют конкретно-исторический характер. С развитием производительных сил и производственных отношений, а также с повышением материального и духовного уровня жизни людей развиваются и расширяются их потребности. Разные уровни потребности, а также различия в условиях потребления (использования, эксплуатации) данной продукции обуславливают относительный характер уровня качества этой продукции. Изделие, имеющее изначально высокий уровень качества, со временем может не удовлетворять потребителя. Это закономерный процесс.
Как уже отмечалось, создание и применение такой продукции, как машины, обуславливается прежде всего потребностью в экономии труда, т. е. в росте производительности труда, называемой иногда «первой и безграничной» потребностью общества. Под экономией труда, конечно же, следует понимать экономию как живого (непосредственного), так и прошлого труда. По словам К. Маркса, «...если производство известной машины стоит
такого же количества труда, какое сберегается ее применением, то происходит просто перемещение труда, т. е. общая сумма труда, необходимого для производства товара, не уменьшается, или производительная сила труда не возрастает». Машины должны не только повышать производительность труда, но и значительно облегчать и удешевлять его. Поэтому в числе показателей технического уровня (уровня качества) машин есть немало значимых финансово-экономических, т. е. стоимостных показателей как процесса создания, так и эксплуатации машин.
Высокое качество изделий необходимо не только для выполнения присущих им функций, но и в наибольшей степени удовлетворения потребителя при ограниченных возможностях приобретения данного товара. Так как продукция почти всегда предназначена для реализации, то при купле-продаже качество товара выступает как предопределяющий фактор этого рыночного процесса и, следовательно, всей практической экономики, которая состоит, как известно, из производства, распределения (реализации) и потребления (эксплуатации). Повышение качества изделий, например, техники выгодно как изготовителю, так и потребителю.

Качество продукции. основные термины и определения


Сущность машин Классификация машин Причины возникновения экономических кризисов Важнейшие блоки машины Экономическое и социальное значение машин Государственное регулирование кризисных ситуаций в экономике Фискальная политика государства Примеры решения задач Качество продукции. основные термины и определения Принципы выбора материалов для промышленного производства 

 

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом