Фирменный Автосервис

 

 

Методы управления качеством продукции, используемые в зарубежных фирмах

Сначала следует отметить, что в силу всеобщего повышения жизненного уровня людей и накопления капитала в большинстве промышленно развитых стран значимость цены продукции как важного фактора получения прибыли производителем и "выживания" его в конкурентной борьбе предприятий (фирм, заводов), становится второстепенной. На первое место выходит повышение качества товаров. Как следствие этого, увеличивается объем (количество) продаж высококачественных товаров и увеличение прибыли (рентабельности производства) и т.д. Продукцию низкого качества не покупают даже по очень низким (демпинговым) ценам. Поэтому выпуск низкокачественной продукции обычно ведет к ее перепроизводству. Эти принципиально важные обстоятельства необходимо учитывать при управлении качеством продукции предприятия.

Современная особенность управления качеством продукции состоит в том, что с ускорением научно-технического прогресса, ростом культурного и образовательного уровня населения, его информированности в отношении качества продукции, проблема качества и задачи, которые приходится решать, усложняются и актуализируются. Все это в достаточной мере учитывается в методах и системах управления качеством на ведущих фирмах зарубежных стран.

Кроме того, стабильный выпуск высококачественной продукции приводит к снижению издержек производства. Практическая экономика показала, что цены на товары высокого качества можно не повышать, а назначать сравнительно низкую цену, так как за счет совершенствования продукции и технологии ее изготовления, повышения производительности и качества труда, использования лучшего оборудования и инструмента и т.д. можно уменьшать затраты на производство и таким образом увеличивать прибыль предприятия. Поэтому повышение качества продукции стало теперь важнейшей целью общей организации и управления производством и определяющим фактором научно-технической политики фирм.

Несмотря на то, что существуют международная, региональные (например, европейская) и государственные системы управления качеством продукции, все же практически в каждой фирме действующие системы качества имеют свою специфику, особенности и отличия. Однако общие принципы, методология, методы и приемы управления качеством продукции используется везде.

Основой управления качеством продукции на предприятиях нашей страны и других стран выступает долгосрочная (на 5—7 лет) стратегия в отношении качества выпускаемой продукции. Эта стратегия или "политика в области качества" (у нас — Целевая научно-техническая программа "Качество") разрабатывается на уровне высшего руководства предприятия, а конкретизируется в оперативных планах обеспечения установленного уровня качества.

Известно, что в американских фирмах стратегия (политика) повышения качества формулируется в виде целевых установок. Так, например, в крупнейшей компании IBM еще в 80-е годы было сформулировано пять целевых установок:

расти вместе с отраслью;

быть лидером в технологии;

быть не менее эффективным, чем конкуренты;

получать в конце года достаточно прибыли, чтобы обеспечить будущий рост;

расширять сотрудничество с потребителями.

При этом все сотрудники фирмы имели четкое представление о тех выгодах, которые получает каждый от реализации стратегии и планов повышения качества, а также о своей роли в достижении поставленных руководством целей.

Стратегические планы повышения качества составляют с использованием информации от работников среднего и низшего звена управления компании (фирмы, предприятия). Эти же работники отвечают за разработку и выполнение оперативных планов обеспечения качества продукции. В крупных компаниях для разработки и реализации планов по качеству создаются специальные организационные структуры — стратегические центры качества и комитеты по планированию.

Ведущие производственные компании (фирмы) США и стран Западной Европы при составлении планов управления качеством ориентируется на требования потребителей и на возможности предприятия по обеспечению требуемого уровня качества. Фирмы используют различные формы взаимосвязи с потребителями. Например:

формирование планов производства и качества продукции по принципу сегментации рынков, т.е. для каждой группы потребителей создается отдельный план разработки, производства и сбыта продукции исходя из маркетинговой оценки потребностей и платежеспособного спроса;

—развитие хозяйственных взаимосвязей на основе прямых, в
том числе и долгосрочных коммерческих контрактов с потребителями изделий, в которых они предъявляют свои условия по уровню качества и, в связи с этим, компенсируют
дополнительные издержки производства, обусловленные
удовлетворением повышенных требований потребителя;

изучение и использование тех новшеств, которые потребители продукции создают своими силами;

испытания опытных образцов продукции на предприятиях-потребителях с последующим учетом замечаний потребителей;

установление информационно-вычислительных сетей между
фирмой-изготовителем и предприятиями-потребителями с целью оперативного обмена информацией о качестве продукции;

стажировки производителей продукции на предприятиях- потребителях для изучения требований заказчиков;

установление деловых связей с потребителями через фирменные системы реализации и обслуживания изделий в процессе их эксплуатации и т.п.

С целью быстрой адаптации к постоянно изменяющимся условиям рынка, т.е. для отслеживания и удовлетворения возрастающих требований к качеству продукции фирмы составляют оперативные ситуационные планы.

Специалисты по управлению качеством продукции считают, что конкурентоспособность продукции на 70—80% зависит от степени соответствия ее свойств запросам потребителей и оценивается рыночным спросом на товарную продукцию. Поэтому не случайно жизненный цикл товара, а также цикл, "петля" или "спираль" управления качеством начинается с маркетинга, с изучения рыночного спроса.

"Петля качества" или "спираль качества" — это концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях жизненного цикла продукции, начиная от определения потребностей и до оценки уровня их удовлетворения. Основные виды деятельности, когда решаются вопросы качества технической продукции, таковы: маркетинг (изучение потребностей рынка и необходимых свойств продукции), разработка технических требований и создание конструкторской документации, материально-техническое обеспечение (снабжение) производства, подготовка производства, производство, контроль качества, упаковка и хранение, реализация и распределение, монтаж и эксплуатация, техническое обслуживание, утилизация после использования. Для следующего поколения технических изделий перечисленные виды работ повторяются.

В последние десятилетия основные усилия в деятельности по управлению качеством продукции в зарубежных фирмах сместились со стадии производства на стадию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Так, например, известная автомобильная фирма "Таета", имея более совершенную конструкцию машин и хорошую организацию производства, смогла стать одним из лидеров на мировом рынке. В Японии и в других странах часто происходит кооперирование фирм на этапах исследований, отработки образцов и технологий их изготовления. В таком случае конкурентная борьба фирм переносится на стадии производства, сбыта и обслуживания. На этих стадиях жизненного цикла продукции идет борьба за снижение издержек производства и цены, за превышение базового уровня качества, за рынки сбыта, за прибыль.

В зарубежных фирмах, как и в ведущих отечественных, есть общефирменные системы обеспечения качества. Важнейшим организующим фактором общефирменной системы обеспечения необходимого качества продукции является активная позиция руководства (менеджеров) фирмы в управлении качеством. Руководители фирмы организуют работу системы качества: создают структуру, планируют работу, организуют обучение персонала, осуществляют контроль за функционированием отдельных частей комплекса системы качества, выделяют средства на управление и обеспечение качества.

В японских фирмах считается, что все сотрудники фирмы на каждом этапе выполнения своих обязанностей являются участниками общефирменной системы обеспечения качества и каждый отвечает за качество своей работы и коллектива, в котором он работает. Эту методику используют фирмы и других стран. Все убедились, что стабильно высокий уровень качества может быть обеспечен не столько путем организации специального контроля качества сколько развитием сознательного самоконтроля качества непосредственными исполнителями работ.

Существенно меняются методы контроля качества. Например, до недавнего времени американские и западногерманские компании традиционно ориентировались на оптимальный, а не наивысший уровень качества. Снижение и без того небольшого количества брака считалось неоправданным, если это не приносит ощутимого экономического эффекта. Однако в последние годы увеличивается количество фирм, стремящихся вести политику в области качества, как японцы. Они организуют работу по известному принципу бездефектного труда (см. отечественную систему бездефектного труда — СБТ) и стремятся к наивысшему уровню качества. Так, например, если снижен брак до 1%, то японские фирмы будут стараться снизить его до 0,1, а затем до 0,01% и так далее.

Крупные компании мира перешли к реализации производственной политики бездефектного изготовления продукции, ибо затраты на устранение брака всегда больше затрат на его предотвращение. В связи с этим возросло использование статистических методов в управлении качеством продукции и оперативного регулирования технологических процессов по критериям качества продукции. При этом в технологическое оборудование встраивают специальные мини- и микро-ЭВМ, получающие информацию от неразрушающих автоматических средств контроля качества. Такой контроль позволяет выявить даже потенциальные дефекты прежде, чем они снизят качество продукции. Это ни что иное, как превентивный, опережающий контроль качества, необходимый для своевременного внесения в производственный процесс необходимых корректив. Метод упреждающего контроля, оценки и управления качеством продукции распространяют и на стадию научно-исследовательских работ, а также на разработку, конструирование, изготовление и испытание опытных образцов новой продукции.

Важная предпосылка достижения высокого качества продукции состоит в том, что большая часть технологического оборудования создается или модернизируется на предприятиях — производителях этих технических изделий. Так, например, в станкостроении США около 2/3 новых станков предприятия создают для себя сами, а потом эксплуатируют их. В приборостроении 9/10 используемых приборов — собственного производства. В Японии 40% оборудования предприятий спроектировано и изготовлено, улучшено или модернизировано силами своих работников. Для себя обычно делают лучше, чем для стороннего потребителя, так как в этом случае интересы в отношении качества продукции у производителя и одновременно потребителя совпадают полностью — они едины. Это способствует повышению качества создаваемой техники.

Компьютеризация всех основных видов работ — это значительный резерв повышения качества производимой на фирме продукции. Эффективность перехода на компьютерные технологии управления качеством продукции (сбор информации, обработка данных, расчеты и прогнозирование уровня качества, автоматизированные системы проектирования и конструирования, управление технологиями и производством и т.д.) очевидна и используется теперь повсеместно.

Во многих фирмах, особенно в производственных объединениях США, управление качеством основывается на жесткой системе испытаний и глубоком анализе причин отказов. С этой целью создаются специализированные испытательные центры. При этом значительное внимание уделяется экономико-социальным аспектам: поощрению за бездефектное изготовление продукции и за высокое качество проведения контрольных операций.

Особо тщательно проводят технический контроль и испытания техники транспорта. При этом оценку качества осуществляют в основном по коэффициентам дефектности. Коэффициент дефектности определяют с помощью разработанных классификаторов дефектов с учетом их весомости в зависимости от последствий для потребителя и изготовителя.

Так как контроль и оценка качества продукции не означает его обеспечения, то с целью достижения и поддержания гарантированного уровня качества ведущие фирмы в разных странах используют известный опыт по созданию и работе кружков и групп качества.

Кружки качества — это добровольные объединения совместно работающих, во главе которого стоит инженер, мастер, бригадир, а иногда и наиболее опытный, высококвалифицированный рабочий. Число членов одного кружка 3—20 человек (чаще всего 5—10). Сфера деятельности кружков качества достаточно велика. Вопросы, которыми они занимаются, таковы: изучение правил контроля и обеспечения качества производимой продукции; практическое уменьшение брака; совершенствование технологического процесса; разработка рекомендаций по пересмотру внутрифирменных стандартов и технических условий; модернизация оборудования и инструмента; рационализация; снижение издержек производства; повышение квалификации и обучение; техника безопасности; трудовая дисциплина, организация труда и др. Кружки качества собираются периодически и на своих совещаниях вырабатывают предложения для руководителей предприятия, ответственных за качество работ и технический уровень производимой продукции.

Первые кружки качества в Японии появились в 1962 г., в 1972 г. их насчитывалось 50 тысяч, а уже в 1978 г. — около 100 тысяч. В настоящее время кружки качества действуют практически на всех значительных предприятиях Японии, а ежемесячный экономический эффект от деятельности этих кружков составляет о соло 20—25 млрд. долларов.

В США кружки качества появились в середине 70-х годов. Их организация проводилась с учетом опыта японских предприятий. Американские специалисты, посещавшие тогда японские фирмы и отдельные предприятия, обнаружили, что японские руководители кружков качества владеют статистическими методами оценки и управления качеством. В США к началу 1985 г. было 95 тыс. кружков качества.

Опыт показал, что ориентация работы кружков качества на сиюминутный положительный эффект не приносит и не может принести к долгосрочному успеху. Поэтому, например, компания "Форд" при создании кружков качества провозглашает такие цели: повышение качества жизни на работе, улучшение человеческих коммуникаций, повышение творческого потенциала и т.д.

Использование идей и принципов работы кружков качества на европейских промышленных предприятиях привело к созданию "групп прогресса", "групп инициативы", "групп действия", "рабочих групп" качества.

Деятельность кружков или групп качества не ограничивается низовыми подразделениями предприятия, т.е. цехом и рабочим местом. Большими возможностями обладают административные кружки качества, создаваемые среди сотрудников управления.

Во многих фирмах руководство разрозненными кружками качества осуществляют координаторы или кураторы из числа членов Совета фирмы по качеству. Это создает возможность решать крупные вопросы или проблемы, требующие участия нескольких кружков, действующих в разных подразделениях фирмы.

Для решения возникающих задач управления качеством на некоторых фирмах создаются специальные группы. Их работа направлена на решение поставленной задачи и носит временный характер. Внутрифирменные системы управления качеством имеют различную структуру. Это зависит от размера и специфики предприятия. Однако практически на всех крупных зарубежных фирмах есть заместители генерального директора по качеству. Они имеют большие полномочия и свой аппарат, с помощью которого решаются все вопросы, связанные с качеством выпускаемой продукции.


РЕФЕРАТЫ, ДОКЛАДЫ Единство качества и количества Экономика — эконометрика — квалиметрия Методы измерений Всеобщее управление качеством Задачи совершенствования методов оценки качества сложной технической продукции Методы оценки технического уровня изделий (технической продукции) Метод экспертной оценки уровня и показателей качества продукции Выбор номенклатуры показателей качества промышленной продукции Взаимосвязь экономики — эконометрики — квалиметрии 

 

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом