Фирменный Автосервис

 

 

Логистические системы в управлении предприятием

Производственное предприятие вне зависимости от формы собственности, специализации и типа производства в процессе своей деятельности последовательно и постоянно решает задачи, связанные с выполнением его основных функций:

покупает средства производства — функция снабжения;

производит их качественное изменение (перерабатывает предметы труда в готовую продукцию) — производственная функция;

продает товар — функция сбыта.

Перманентное осуществление этих трех функций, их взаимосвязи и взаимодействие подчинены выполнению единой цели управления и формируют предприятие как самостоятельный субъект экономики. Идеи интеграции снабженческо-производственно-распределительных систем, в которых бы функции снабжения, производства, хранения и распределения осуществлялись в виде единого организационно-технологического процесса, постепенно трансформировались в самостоятельное направление научных исследований и форму хозяйственной деятельности — логистику. Новизна логистического подхода заключается в интеграции перечисленных функций с целью достижения желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсов путем оптимального сквозного управления материальными и информационными потоками.

Логистика стала неотъемлемой частью современной экономики — как отдельных предприятий, так и отраслей, государств и мирового хозяйства в целом. Факторами развития логистики явились, прежде всего, изменения в экономической среде, связанные с объективным переходом мировой экономики от «рынка продавца» к «рынку покупателя», что привело к необходимости переориентации производства исключительно на удовлетворение потребительского спроса. Если ранее сбытовая политика предприятия подстраивалась под производство, то в настоящее время производственные программы планируются в зависимости от рыночного спроса. Как следствие, основным требованием к управлению предприятием становится адаптивность, т. е. способность адекватно и своевременно реагировать на изменения внешней среды. Чтобы делать это наиболее эффективно (с минимальными затратами времени и ресурсов), требуется интеграция всех звеньев в цепочке товародвижения от поставщика к потребителю.

Другой важной движущей силой логистики стала широко распространившаяся в западном бизнесе концепция всеобщего управления качеством (total quality management, TQM). Эта концепция произвела переворот в теории и практике менеджмента. «Концепция всеобщего управления качеством — это управленческий подход, ставящий в центр внимания задачу повышения качества и основанный на участии в решении этой задачи всех членов предприятия на всех стадиях производства и продвижения товаров (услуг), позволяющий достичь долговременного успеха за счет удовлетворения нужд потребителей и благодаря взаимной выгоде как каждого члена предприятия, так и общества в целом». Формирование концепции логистики было ускорено разработкой теории систем и компромиссов. В соответствии с теорией систем товародвижение рассматривается как комплексная задача, т. е. управление материальными потоками осуществляется с учетом взаимосвязей всех функций предприятия. В соответствии с теорией компромиссов общий положительный эффект может быть достигнут, в том числе, и за счет увеличения затрат отдельных подразделений предприятия. Например, поставка исходных материалов небольшими, но частыми партиями ведет к удорожанию стоимости материалов, но в то же время к сокращению запасов и собственного складского хозяйства.

В 1985 г. Совет логистического менеджмента США дал следующее определение логистики; «Логистика есть процесс эффективного (с точки зрения снижения затрат) планирования, управления и контроля потоков сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, услуг и сопутствующей информации от места возникновения этого потока до места его потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для целей полного удовлетворения запросов потребителей».

В российской экономической литературе применяется такое определение: логистика — это система организации, планирования, управления и контроля материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от поставщика до конечного потребителя.

Целью логистики является организация в пространстве и во времени материальных потоков с минимальными затратами ресурсов, обеспечивающая максимальное удовлетворение запросов потребителей. Основными задачами логистики являются:

организация материальных потоков предприятия;

оптимизация загрузки производственных мощностей;

экономия материальных ресурсов на всех стадиях материальных потоков;

оптимизация затрат на производство и реализацию готовой продукции.

Для выполнения целей и задач логистики в рамках предприятия выстраивают логистические системы. Выделяют следующие принципы построения логистических систем:

системный подход, который проявляется в рассмотрении элементов логистической системы как взаимосвязанных и взаимодействующих для достижения единой цели управления. Отличительной особенностью системного подхода является оптимизация функционирования не отдельных элементов, а логистической системы в целом;

принцип общих затрат, т. е. учет всей совокупности издержек управления материальными, информационными и финансовыми потоками;

принцип логистической координации и интеграции. В процессе логистического менеджмента необходимо достижение согласованного, интегрального участия всех звеньев логистической системы (цепи) в управлении материальными, информационными, финансовыми потоками при реализации целевой функции;

принцип моделирования и информационно-компьютерной поддержки. Реализация логистических систем в настоящее время практически невозможна без соответствующей информационно-компьютерной поддержки;

принцип разработки необходимого комплекса микрологистических подсистем, обеспечивающих процесс общего логистического управления;

принцип всеобщего управления качеством — обеспечение надежности функционирования и высокого качества работы каждого элемента логистической системы для обеспечения общего качества товаров и услуг, поставляемых конечным потребителям;

принцип устойчивости и адаптивности. Логистическая система должна устойчиво работать при допустимых отклонениях параметров и факторов внешней среды. При значительных колебаниях факторов внешней среды логистическая система должна настраиваться на новые условия.

Некоторые экономисты выделяют несколько видов логистики: логистику, связанную с поставкой материалов, логистику, связанную с производством продукции, логистику, связанную с распределением продукции, и т. д. Однако исходя из необходимости системного подхода к управлению фирмой следует признать, что перечисленные виды логистики являются лишь функциональными областями логистики фирмы. Поэтому следует различать различные уровни построения логистических систем. Так, логистические системы в подсистемах снабжения, производства, сбыта, складирования и др. называют микрологистическими системами. В свою очередь, микрологистические системы должны быть интегрированы в единую логистическую систему предприятия. Такое соединение происходит путем построения логистических цепей.

Логистическая цепь (ЛЦ) — линейно упорядоченное множество физических и/или юридических лиц (производителей, дистрибьюторов, дилеров, перевозчиков, складов и т. п.), осуществляющих последовательно по ходу технологического процесса логистические операции по товародвижению и доведению материальных потоков от одной логистической системы до другой пли конечного потребителя. При формировании ЛЦ отдается предпочтение модульному принципу управления на всех уровнях с достаточной самостоятельностью модулей. От модульного принципа построения отдельных рабочих мест и их групп переходят к модульному формированию производственных, транспортных, складских подсистем, целых производств и групп предприятий.

В основе развития организационных структур, построенных на базе ЛЦ, лежит синергический эффект. Это эффект взаимного усиления связей подсистем в системе, который при совместных действиях достигает величины, большей чем сумма эффектов отдельных подсистем при автономных действиях.

Как следует из определения логистики, предметом ее изучения являются материальные потоки. Материальный поток — это динамическая совокупность товарно-материальных ценностей на всех этапах логистической цепи. Материальный поток в данный, конкретный момент времени представляет собой материальный запас — статическую совокупность товарно-материальных ценностей. Материальные запасы являются одним из наиболее дорогих активов большинства фирм и отвлекают до 40% всех финансовых ресурсов. Несмотря на значительные суммы, расходуемые на поддержание запасов, ни одно предприятие не может без них обойтись. Это связано с возможными потерями от:

недозагрузки или простоев производственных мощностей;

возможных потерь потенциальных потребителей из-за отсутствия в достаточном количестве готовой продукции.

Товарно-материальные запасы всегда считались фактором, обеспечивающим безопасность и устойчивость предприятия в целом. Однако за необоснованно большими запасами зачастую скрывается неумение эффективно организовать производственные процессы. Это своего рода плата за собственную неорганизованность, неритмичность, недостаточную компетентность. Поэтому главная цель управления запасами — это планирование и поддержание их минимально достаточного количества.

Выделяют две основные группы запасов — производственные и товарные запасы. Производственные запасы предназначены для производственного потребления. Они должны обеспечивать бесперебойность производственного процесса. Производственные запасы учитываются в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. К ним относятся предметы труда, поступившие к потребителю, но еще не использованные и не подвергнутые переработке. Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения потребителей материальными ресурсами. К ним относятся запасы готовой продукции, а также запасы в каналах распределения.

В свою очередь, производственные и товарные запасы подразделяются на текущие, подготовительные, гарантийные, сезонные и переходящие. Текущие запасы обеспечивают непрерывность производственного или торгового процесса между двумя поставками. Подготовительные запасы (или буферные запасы) выделяются из производственных запасов при необходимости дополнительной их подготовки перед использованием в производстве (например, сушка ieca). Подготовительные запасы товарных средств производства формируются в случае необходимости подготовить материальные ресурсы к отпуску потребителям (например, для развеса и упаковки). Гарантийные запасы (или страховые запасы) предназначены для непрерывного снабжения потребителя в случае Непредвиденных обстоятельств: отклонения в периодичности и в величине партий поставок от запланированных, изменения интенсивности потребления, задержки поставок в пути. В отличие от текущих запасов размер гарантийных запасов — величина постоянная.

Сезонные запасы образуются при сезонном характере производства продуктов, их потребления или транспортировки. Сезонные запасы должны обеспечить нормальную работу организации во время сезонного перерыва в производстве, потреблении или транспортировке продукции. Переходящие запасы — это остатки материальных ресурсов на конец отчетного периода. Они предназначаются для обеспечения непрерывности производства и потребления в отчетном и следующем за отчетным периоде до очередной поставки.

Современные логистические концепции используют так называемый ЛВС-анализ для нормирования и управления запасами. Суть метода состоит в том, чтобы из всего массива товарно-материальных ценностей выделить наиболее ценные или значимые и именно на них сосредоточить основное внимание. Как правило, ассортимент и количество таких товарно-материальных ценностей относительно невелик, однако их стоимость значительна. В экономике широко известно и применяемо правило Парешо (20/80), согласно которому 20% исследуемых объектов дают 80% результата. В логистике изучаемые объекты делят не на две, а на три классификационные группы А, В и С на основе их годовой стоимости в денежных единицах. Идея состоит в том, чтобы сконцентрировать внимание и ресурсы на значимом меньшинстве, уделяя меньшее внимание остальному большинству.

Метод ABC — способ нормирования и контроля за состоянием запасов, заключающийся в разбиении номенклатуры /V реализуемых товарно-материальных ценностей на три неравносильных подмножества А, В и С на основании некоторого формального алгоритма. Класс А — это группа запасов, на которую приходится около 10—15% наименований единиц запаса, но она составляет 70—80% от общей стоимости запасов. Класс В — это группа запасов, на которую приходится около 20—30% от общего числа наименований и 15—25% общего объема стоимости. Остальные запасы образуют класс С и составляют 5% от годового объема затрат, но 55—65% наименований от их общего числа. Исходя из этого запасы группы А в противоположность запасам групп В и С должны подвергаться более тщательному физическому контролю складирования и размещаться в наиболее надежных местах; точность записей учета для них должна подвергаться более частым проверкам; прогнозирование потребности для группы А должно производиться более тщательно, чем для В и С. Таким образом, метод управления запасами, известный как ЛВС-анализ, предопределяет точное прогнозирование, физический контроль, надежность поставок и тщательный учет сохранности.

Целью логистической системы управления запасами является обеспечение потребителя материальными ресурсами в необходимом количестве и в необходимое время. В процессе выполнения этой цели решаются следующие основные задачи:

выбор системы поставок запасов;

определение размеров всех видов запасов;

определение интервалов времени пополнения запасов;

учет запасов.

Применяются две основные системы поставок запасов — система поставок с фиксированным размером заказа и система поставок с фиксированным интервалом времени между заказами.

Система поставок с фиксированным размером заказа говорит об основополагающем параметре системы. Это размер заказа. Он строго фиксирован и не меняется ни при каких условиях работы системы. Определение размера заказа является первой задачей, которая решается при работе с данной системой управления запасами. В системе с фиксированным размером заказа объем закупки должен быть не только рациональным, но и оптимальным. Критерием оптимальности должен быть минимум совокупных затрат на хранение запасов и повторение заказа. Данный критерий учитывает два фактора, действующих на величину названных совокупных затрат:

затраты, связанные с хранением (аренда, заработная плата персонала, потери от естественной убыли и т. д.);

затраты, связанные оформлением и получением заказа с фиксированным размером запаса.

Затраты, связанные с хранением и выполнением заказа, имеют разнонаправленный характер. Чем больше фиксированный размер запаса, тем меньше удельные затраты на его доставку, но больше затраты на его хранение.

При системе поставок с фиксированным интервалом времени период между поставками является постоянным (неделя, месяц, квартал и т. д.).

Выделение функции закупок определяется экономической целесообразностью специализации и разделением труда. Содержание функции закупок состоит в приобретении необходимых для предприятия факторов производства. Функции логистики в области снабжения следующие:

определение потребностей предприятия в материально-технических ресурсах;

установление рациональных хозяйственных связей с поставщиками;

организация закупок и завоза материально-технических ресурсов;

организация хранения материалов и подготовка их к производственному потреблению;

управление производственными запасами на складах предприятия;

разработка программ экономии материальных ресурсов и контроль за их выполнением;

контроль за кредиторской задолженностью поставщиков;

соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих изделий.

Основу экономической эффективности закупочной логистики составляют поиск и закупка необходимых материалов надлежащего качества в необходимые сроки и по минимальным ценам. Современное определение потребностей осуществляется в соответствии со стратегией управления запасами «точно в срок» (JIT) и базируется на двух методах:

определения потребностей на основе заказов и перспективных планов;

определения потребностей на основе расходов.

Определение потребностей на основе заказов происходит путем разложения спецификаций на отдельные комплектующие с учетом уже имеющихся складских запасов. Первичными потребностями здесь являются потребности в готовых изделиях, вторичными — в узлах, из которых состоят изделия, третичными — в деталях, из которых состоят узлы. Сроки удовлетворения последующих потребностей определяются на основе сроков закупки предыдущих. Если потребности на этой основе не могут быть определены или применение этого метода нецелесообразно, то используют метод определения потребностей на основе расходов, т. е. на основе прошлого опыта — методом подобия с учетом изменения планируемых объемов выпуска продукции.

Главный недостаток традиционной системы закупок состоит в необходимости содержания складов и связанными с этим издержками. Основные статьи издержек по содержанию складов:

содержание складских помещений (арендные и рентные платежи, амортизационные отчисления, коммунальные услуги и т. д.);

затраты на обслуживающий персонал (заработная плата складских работников);

затраты на транспортные средства;

убытки от хранения запасов.

Реализация концепции JIT в сфере закупок позволяет исключить недостатки традиционной организации снабжения за счет действий, не являющихся необходимыми. Существует ряд перспективных методов снабжения, обеспечивающих реализацию концепции JIT в практике управления закупками:

открытые заказы, т.е. техника поставок, при которой заказ в процессе выполнения может быть скорректирован. Выполняемый заказ является контрактом на закупку определенного количества товаров, но без права их отгрузки до получения соответствующего требования от заказчика;

закупки без счетов-фактур, т.е. техника поставок, при которой один постоянный поставщик снабжает заказчика всеми материалами, необходимыми для производства конкретного продукта. Оплата закупок осуществляется на основе простого расчета количества материалов, используемых заказчиком при производстве продукции за отчетный период;

закупки без запасов, т. е. техника поставок, при которой запасы для потребителя поддерживает поставщик;

закупки по стандарту, т. е. техника поставок, при которой их содержание и порядок осуществления регламентируются стандартами. Экономическая целесообразность достигается за счет формализации процедур и сокращения параметров поставок.

Осуществление изложенных методов возможно при тщательном выборе поставщиков. При компетентном отборе поставщиков отпадает необходимость в выполнении самостоятельных действий по доставке, внепроизводственному хранению, осуществлению входного контроля, включая формальный пересчет и тестирование входящих материалов. Появляется реальная возможность осуществлять производственный процесс с минимальными запасами сырья и материалов. Наиболее продуктивной считается такая форма снабжения, когда фирма-покупатель имеет длительные по срокам, доверительные отношения с небольшим, ограниченным числом поставщиков. В рамках таких отношений поставщик и покупатель помогают друг другу повышать качество продукции и увеличивать объем продаж, разрабатывать идеи в области новой техники, технологии и материалов. В настоящее время выработаны следующие основные принципы отношений с поставщиками:

обращаться с поставщиками так же, как с клиентами фирмы;

знакомить поставщика с задачами фирмы и быть в курсе его деловых операций;

проявлять готовность помочь в случае возникновения проблем у поставщика;

соблюдать принятые на себя обязательства;

учитывать в деловой практике интересы поставщика;

поддерживать стабильные контакты.

Управление производственными процедурами представляет собой ключевую логистическую функцию. С позиций логистики задачей операционного менеджмента является управление материальными потоками на стадиях переработки предметов труда в готовую продукцию. При этом решаются задачи объемно-календарного планирования, минимизации уровня материальных ресурсов, сокращения продолжительности производственного цикла и т. п. Выделяют следующие функции логистики в области производства:

планирование и диспетчеризация производства на основе прогноза потребности в готовой продукции и имеющихся заказов потребителей;

разработка планов-графиков производственных заданий подразделениям предприятия;

разработка графиков запуска-выпуска продукции, согласованных со службами снабжения и сбыта;

 установление нормативов незавершенного производства и контроль за их соблюдением;

оперативное управление производством и организация выполнения производственных заданий;

контроль за количеством и качеством готовой продукции;

контроль за себестоимостью производства готовой продукции.

Для решения логистических задач необходима организация производства в соответствии со следующими принципами:

ритмичности, согласованной работы всех производственных структур;

непрерывности технологических процессов;

организации работ с минимальной трудоемкостью;

обеспечения гибкости производственных структур;

обеспечения плановости.

Основными современными методами решения этих задач являются:

упорядочение движения предметов труда в производстве. Без надлежащей организации движения предметов труда по технологическим маршрутам невозможно планирование времени окончания работ. Напротив, если известны направления движения ресурсов и его средняя скорость, то можно установить время выполнения заказа. Упорядоченное движение изделий в производстве достигается путем стандартизации и унификации технологических маршрутных карт прохождения предметов труда;

синхронизация производственных циклов. Синхронизация необходима для сведения к минимуму потерь рабочего времени и простоев оборудования, а также к резкому уменьшению незавершенного производства вследствие сокращения сроков межоперационного и межцехового прослеживания запасов.

Сбытовая логистика, или логистика распределения, — неотъемлемая часть логистики, обеспечивающая наиболее эффективную организацию распределения производимой продукции. Она охватывает всю цепь системы распределения — складирование, транспортировку, продажи. В целостной стратегии сбыта продукции (работ, услуг) фирмы можно выделить две основополагающие стороны. Во-первых, это изучение потребностей рынка, чем собственно занимается маркетинг, и, во-вторых, это методы наиболее полного удовлетворения указанных потребностей путем организации распределительной сети. В настоящее время углубление интеграции маркетинга и распределительной логистики может послужить одним из наиболее эффективных путей для совершенствования сбытовой деятельности фирм и увеличения объема продаж.

Основная цель логистической системы распределения — доставить товар в нужное место и в нужное время. Выделяют следующие функции логистики в области сбыта:

стратегическое, текущее и оперативное планирование сбыта;

выбор каналов товародвижения готовой продукции;

нормирование запасов готовой продукции и организация их хранения;

разработка планов перевозки (отпуска) готовой продукции и организация их выполнения;

организация работы собственной товаропроводящей сети;

заключение договоров поставки с покупателями и контроль за их выполнением;

участие в разработке планов-графиков запуска-выпуска готовой продукции;

разработка сметы затрат по сбыту и контроль за ее соблюдением.

В отличие от маркетинга, который занимается выявлением и стимулированием спроса, логистика призвана удовлетворить сформированный маркетингом спрос с минимальными затратами. Очевидно, что решение задачи организации каналов распределения играет при этом главную роль. Канал распределения— это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другому право собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю. Или другими словами, канал распределения — это путь , по которому товары движутся от производителя к потребителю. Выбранные каналы непосредственно влияют на скорость, время, эффективность движения и сохранность продукции при ее доставке от производителя к конечному потребителю. При этом организации или лица, выполняют ряд важных функций:

проводят исследовательскую работу по сбору информации, необходимой для планирования распределения продукции и услуг;

стимулируют сбыт путем создания и распространения информации о товарах;

устанавливают контакты с потенциальными покупателями;

приспосабливают товар к требованиям покупателей;

проводят переговоры с потенциальными потребителями продукции;

организуют товародвижение (транспортировку и складирование);

финансируют движение товаров по каналу распределения;

принимают на себя риски, связанные с функционированием канала.

Все или часть этих функций может взять на себя производитель. При этом издержки производителя возрастают.

Традиционные каналы распределения состоят из независимого производителя и одного или нескольких независимых посредников. Каждый участник канала распределения представляет собой отдельное предприятие, стремящееся обеспечить себе максимальную прибыль. Максимально возможная прибыль отдельного участника может идти в ущерб максимальному извлечению прибыли системой в целом. Так как ни один из участников канала не имеет полного или достаточного контроля над деятельностью остальных участников, такие каналы распределения называются горизонтальными.

Вертикальные каналы распределения — это каналы, состоящие из производителя и одного или нескольких посредников, действующих как единая система. Один из участников канала, как правило, либо является собственником остальных участников, либо предоставляет им определенные привилегии. Таким членом может быть производитель, оптовый или розничный посредник. Вертикальные каналы возникли как средство контроля за поведением канала. Они экономичны и исключают дублирование участниками канала исполняемых функций.

При формировании канала распределения товара на первое место выдвигается решение о структуре канала, т. е. о числе уровней канала и конкретном составе его участников.

Для повышения эффективности сбыта фирмы прибегают к многоканальным системам распределения продукции. Весьма популярной формой доведения товара до потребителя на большинстве западных фирм являются прямые поставки товаров, минуя склады по системе «от двери к двери», т. е. система ЛТ в сфере распределения. Это позволяет свести к минимуму транспортные издержки и затраты на промежуточное хранение товаров.

Перемещение материальных потоков в логистических системах невозможно без концентрации в определенных местах необходимых запасов. Места хранения этих запасов называют складами. Движение товаров через склад связано с затратами живого и овеществленного труда, что увеличивает стоимость товаров. В связи с этим рационализация складских затрат оказывает значительное влияние на величину общих логистических издержек.

Современный склад — это сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов и выполняет ряд функций по накоплению, переработке и распределению товаров между потребителями. Основное назначение склада — концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного выполнения заказов потребителей. К основным функциям склада можно отнести:

преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом;

хранение, выравнивание временной разницы между выпуском продукции и ее потреблением;

объединение небольших партий грузов до полной загрузки транспортных средств;

предоставление дополнительных услуг (подготовка товаров для продажи — фасовка, распаковка и т. д.; входной контроль; транспортно-экспедиторские услуги и т. п.).

Существует несколько основных проблем, успешное решение которых может гарантировать эффективное функционирование складского хозяйства. К ним относятся: 1) выбор между собственным складом и складом общего пользования; 2) определение числа складов и размещение складской сети; 3) определение размера и месторасположения склада; 4) выбор системы и организация процесса складирования;

Собственный склад или склад общего пользования. Выбор между этими вариантами или их комбинациями — одна из самых главных проблем в складировании. На собственных складах лучше поддерживаются условия хранения и контроля. Руководству фирмы легче и дешевле корректировать стратегию сбыта. СОП следует отдавать предпочтение при низких показателях оборота фирмы или сезонности хранимого товара. СОП не требует инвестиций в развитие складского хозяйства, повышается гибкость в потреблении складской площади.

Число складов и размещение складской сети. Как правило, данный вопрос актуален для крупных фирм с большим национальным или транснациональным рынком. Наиболее распространены два варианта размещения складской сети: а) централизованное — наличие одного крупного склада на регион; б) децентрализованное — наличие нескольких мелких складов в регионе, максимально приближенных к конечному потребителю. Следует иметь в виду, что задача размещения и формирования складской сети — оптимизационная, т. е., с одной стороны, необходимо учитывать значительные капиталовложения в складское хозяйство, а с другой — оценивать полученный эффект от приближения к клиентам фирмы.

При определении складских мощностей необходимо учитывать требования, предъявляемые к условиям и срокам хранения продукции. При выборе месторасположения оптимальным считается вариант с минимальными транспортными расходами на доставку и отправку грузов.

Процесс складирования включает снабжение запасами, контроль за поставками, разгрузку и приемку грузов, внутрискладскую транспортировку и перевалку грузов, складирование и хранение грузов, комплектацию заказов клиентов, сбор и доставку порожней тары, контроль за выполнением заказов, информационное обслуживание склада, оказание дополнительных услуг по заявкам клиентов. Технологический процесс складирования весьма сложен и ответственен, поскольку он связан с хранением значительных товарно-материальных ценностей.

Для идеальной работы всех звеньев логистической системы необходимо организовать действенную систему физического перемещения товарно-материальных ценностей от поставщика к потребителю. Стратегия развития транспортных систем должна базироваться на следующих принципах:

гибкость — транспортные организации должны гарантировать круглосуточную доставку грузов различными партиями в различные районы;

интегрированность — взаимосвязь с другими транспортными фирмами для осуществления смешанных перевозок (воздушные — морские — железнодорожные — автомобильные);

оказание дополнительных услуг — экспедирование грузов, охрана, временное складирование и т. д.

По мере развития логистики во все большой мере стала ощущаться необходимость внедрения в практику логистических информационных систем, которые позволили бы органически объединить в единое целое все логистические подсистемы и управлять ими исходя из корпоративной стратегии фирмы.

Наличие развитой информационной структуры производства обеспечивает две стороны общего логистического процесса. Во-первых, эта система позволяет органично связать товарно-материальные потоки с общей системой планирования и управления на уровне предприятия. Наличие подобной связи дает возможность добиться того, чтобы ни одно решение в производственном процессе не могло быть принято и реализовано без соотнесения его с общей стратегией и целями производства. Во-вторых, она охватывает все уровни как прямыми (сверху вниз), так и обратными (снизу вверх) связями, позволяя верхнему уровню иметь достаточную информацию о состоянии отдельных звеньев производства и оперативно реагировать на происходящие изменения. Подобная система может быстро влиять на производственные процессы с целью:

обеспечения выпуска на рынок продукции, необходимой в настоящий момент;

реализации в кратчайшие сроки целевых заказов потребителей;

поддержания стабильно высокого качества продукции.

Формирование интегрированной информационной системы снабжения, производства и сбыта фирмы — сложный, многоплановый процесс, в котором используются достижения современных информационных технологий, новейшие компьютерные системы, что делает возможным успешное управление физическими процессами на основе применения адекватной информационной техники, методов и форм информационного обеспечения логистической цепи в целом. Современный уровень развития компьютерной техники позволяет получить необходимые данные на всех стадиях прохождения заказа по каналам фирмы. Информация из обслуживающего фактора производства превращается в самостоятельную производительную силу, способную в короткие сроки повысить производительность труда, минимизировать издержки производства и обращения продукции, повысить адаптивность фирмы к меняющимся условиям и тем самым обеспечить ей конкурентные преимущества и выживаемость в длительной перспективе.


Конструктивные показатели технических изделий Показатели состава и структуры продукции Экспертные системы в логистике Показатели надежности  Показатели, характеризующие безотказность Формы организации материальных потоков в производстве Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе История развития систем управления качеством Показатели качества как основная категория оценки потребительских ценностей Основные понятия и определения термина «качество» 

 

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом