Фирменный Автосервис

 

 

Управление экономической безопасностью общества

Когда говорят о стране, обществе, то чаще всего используется понятие «национальная безопасность». Россия, как известно, многонациональная страна, которая включает десятки национальностей, имеющих свою государственность и даже свои Советы безопасности, занимающиеся обеспечением национальной безопасности.экономическая составляющая

Понятие «национальная безопасность» отражает состояние, уровень защищенности всех народов и наций, входящих в Россию. Главными объектами защиты являются личность, общество и государство. В послании Президента РФ Федеральному собранию «О национальной безопасности» подчеркивается, что «национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства».

Защита безопасности общества, человека и государства от многочисленных угроз и опасностей не сводится только к тому, что достигнуто, а предполагает создание благоприятных условий, обеспечивающих модернизацию, быстрое развитие всех сфер жизнедеятельности российского общества, совершенствование его государственного организма в интересах прогрессивного поступательного развития всех наций и народов России.

Воздействие внутренних и внешних опасностей и угроз на состояние национальной безопасности страны (общества), как правило, меняется в зависимости от складывающейся в обществе и государстве внутренней и внешней окружающей среды.

В одном случае наибольшую угрозу могут представлять действия внутренних сил, в другом — действия внешних сил. При анализе уровня безопасности общества следует иметь в виду, что воздействие внутренних и внешних угроз может агрегироваться в сторону усиления общей угрозы, а может и ослаблять, «гасить» друг друга.

Внешние и внутренние опасности проявляют себя в основных сферах жизнедеятельности общества — экономической, социальной, политической, духовно-нравственной, информационной, оборонной. Именно в этих сферах конкретизируются опасности и угрозы, от которых надо защищать общество и государство с помощью продуманной системы методов и механизмов применительно к каждой общественной сфере.

В структуре национальной безопасности экономическая безопасность занимает особое место. Это обусловлено тем, что все виды безопасности так или иначе не могут быть в достаточной степени реализованы без экономического обеспечения.

Устойчивость экономики, динамизм ее развития в значительной мере способствуют стабилизации социальной сферы, сплочению различных социальных групп, слоев, этносов, преодолению деструктивных конфликтов, увеличению занятости населения, повышению качества жизни, сокращению числа людей, доходы которых ниже прожиточного минимума.

Экономическая составляющая оказывает существенное влияние на развитие политической системы общества, ее готовность и возможность противостоять действиям деструктивных сил. Без надлежащего экономического потенциала нельзя создать и обеспечить деятельность политических, правовых и силовых структур, способных успешно защищать политические интересы страны.

Наука, образование, культура могут в полной мере раскрыть свои потенции, быть ведущим фактором ускорения гуманистического развития общества только при условии наличия соответствующего экономического потенциала.

Экономическую безопасность, непосредственно связанную с задачами обеспечения обороноспособности страны, обычно рассматривают как военно-экономическую безопасность. Военно-экономическая безопасность предполагает такое состояние военного сектора экономики, которое гарантирует достаточный уровень военного потребления в период войн и вооруженных конфликтов и обеспечивает в мирное время удовлетворение оборонных потребностей в пределах разумной достаточности. Понятно, что решение этой сложной задачи зависит от уровня и качества состояния национальной экономики в целом.

Для анализа состояния экономической безопасности важное значение имеют не столько сами показатели (индикаторы), сколько их пороговые значения, т.е. те предельные величины, несоблюдение которых приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности.

Практически не улучшается положение дел в осуществлении структурной перестройки народно-хозяйственного комплекса, разработке и реализации новой инвестиционной и промышленной политики. Снятие угрозы деградации народного хозяйства непосредственно связано с использованием в этих целях потенциала оборонных отраслей промышленности, где по-прежнему сосредоточены высококачественное оборудование, передовые технологии и лучшие специалисты.

Содержание понятия «экономическая безопасность РФ» может быть рассмотрено в относительно статичном состоянии как комплекс таких важных для национальной экономики элементов, как человеческие ресурсы, технико-производственный, технологический, продовольственный, энергетический, управленческий и информационный элементы.

К сожалению, здоровье населения России значительно хуже, чем здоровье населения индустриально развитых стран — в целом по интегральному показателю здоровья россияне находятся на 68-м месте в мире. Средняя трудоспособность российского рабочего, если ее оценивать по количеству лет работы, потерям рабочего времени из-за болезней и несчастных случаев, активности на работе, в два раза ниже, чем трудоспособность американского рабочего.

Значимой личностной характеристикой человеческих ресурсов является нравственность. На это качество указывал еще Аристотель в своей работе «Этика». За годы реформ получили развитие такие отрицательные черты, как безынициативность, агрессивность, конфликтность, циничное отношение к обществу, государству и человеку, взяточничество, рэкет, коррупция.

Технико-производственная составляющая — это способность индустрии страны в случае нарушения внешнеэкономических связей или внутренних социально-экономических потрясений оперативно компенсировать их негативные последствия, устойчиво осуществлять расширенное воспроизводство, удовлетворять общественные (в том числе и оборонные) потребности. Она тесно связана как с материально-вещественными, так и с социальными факторами производства. В результате значительного импорта машин и оборудования в Россию — все более начала ощущаться зависимость от западных поставок, особенно в области металлообрабатывающего, металлургического и химического оборудования. В случае обострения экономического положения или развязывания прямого военного противоборства такая зависимость может привести к существенным экономическим затруднениям. Вот почему так необходимо наладить отечественное производство машинно-технической продукции высокого качества и в достаточном количестве.

Вместе с тем данные Госкомстата РФ показывают, что высокотехнологичные отрасли — производство станков, кузнечно-прессовых машин, радиоэлектронной аппаратуры, компьютеров, современных средств связи — составляют чуть более 5% от уровня 1991 г. Удельный вес машиностроения в общем объеме промышленной продукции сократился втрое.

Промышленность России в настоящее время ориентирована преимущественно на производство промежуточного продукта — топлива и сырья. Отрасли, производящие продукцию конечного потребления, составляют только примерно 2/5 промышленного производства. Основные фонды промышленных предприятий реального сектора экономики изношены более чем на 50%, а в топливно-энергетическом комплексе изношенность уже достигает почти 80%.

Технологическая составляющая экономической безопасности предполагает такое состояние научно-технического потенциала страны, которое гарантирует в минимально короткие сроки самостоятельную разработку новейших технологических решений, обеспечивающих прорыв в ведущих отраслях гражданского и оборонного производства. Повышение самообеспеченности России в ключевых технологиях, наращивание технологического потенциала на основе новейших научно-технических достижений, несомненно, укрепит экономическую безопасность страны. Массовое же использование перспективных технологий будет способствовать ускоренному переводу экономики на интенсивную модель развития, существенному изменению экспортно-импортной структуры российской экономики, ликвидации ее экономической зависимости от зарубежных стран.

В третьем тысячелетии передовые страны мира — США, страны Европы и Япония — стоят на пороге нового этапа НТП, внедрения новейших технологий XXI в. во все сферы жизни.

Ведущим направлением в научно-технической сфере является гуманизация НТП, усиление его жизнеобеспечивающей ветви, смещение приоритетов в сторону биологии, биохимии, биофизики, медицинских наук, информационных услуг, т.е. в сторону тех направлений науки и техники, которые повышают качество жизни людей.

Вторым важным направлением является снижение энергоемкости и металлоемкости общественного производства. Развитые страны существенно продвинулись на этом пути, постепенно переходя к такому типу экономического роста, при котором удовлетворение производственных и личных потребностей людей сможет осуществляться при меньших удельных объемах вовлекаемых в производство ресурсов. Реализация этого направления будет способствовать обеспечению устойчивого развития отдельных стран и глобальной экономики.

Индустриально развитые страны уделяют исключительное внимание развитию информационных технологий. Развитие информационных сетей и спутниковой связи позволяет легко преодолевать национальные границы и придает жизни общества все более глобальный характер. Освоение комплекса новейших информационных технологий — Интернета — сравнивают с изобретением и распространением книгопечатания.

Для нашей страны вызов глобализации означает необходимость постепенного отхода от энергосырьевого экспорта к более сбалансированному участию путем интеграции отечественного научного и технологического потенциала в мировую экономику, экспорта наукоемкой продукции и услуг, подключения к стратегическим альянсам.

Важным элементом системы экономической безопасности является продовольственная составляющая, предполагающая способность сельскохозяйственного сектора экономики обеспечивать население страны продовольствием, а промышленность — необходимым сельскохозяйственным сырьем.

Сегодня опасность утраты продовольственной независимости страны становится весьма реальной. Архаичность сельского хозяйства и в целом продовольственного комплекса России резко усугубилась в результате избранного варианта проведения аграрной реформы. Поспешность разрушения сложившихся структур и хозяйственных связей, обострение ценовых диспропорций между промышленностью и сельским хозяйством, практически полное открытие внутреннего рынка для импорта продуктов питания — все это подрывает базу для самообеспеченности страны продовольствием. Заметно снизилась товарность сельского хозяйства. Монополизм производителей сельскохозяйственной техники, разбухание посреднических структур, непродуманная налоговая и кредитная политика делают производство сельскохозяйственной продукции неэффективным. Доля импортного продовольствия составляет 30%. По данным Минсельхозпрода, доля импорта по мясу и мясопродуктам равна 34%, молоку и молокопродуктам — 18%, сахару (включая сахар-сырец) — 73%, растительному маслу — 42%, рыбе и рыбопродуктам — 50%. В крупных городах, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, доля многих видов импортных товаров достигает 80%. Эти и другие данные показывают, что критический порог по продовольствию значительно превышен, что может привести к диктату цен, разрушению отечественного производства, захвату российского внутреннего рынка.

Сложившиеся неблагоприятные условия создают реальную угрозу потери продовольственной независимости страны, которая может стать свершившимся фактом, если органами исполнительской власти и хозяйствующими субъектами не будут предприняты эффективные меры по ее преодолению.

В системе экономической безопасности велика роль энергетической составляющей, которая предполагает обеспечение стабильности поставок энергоносителей для нужд национальной экономики и оборонного комплекса. Российская экономика, как уже говорилось, приобретает все больше топливно-сырьевой характер. В то же время энергетическая составляющая может стать ограничителем экономического роста. Рост производства вызовет увеличение внутреннего потребления топлива. Между тем топливная промышленность в настоящее время не готова заметно увеличить объемы своей продукции. Практически все крупные и средние месторождения нефти вовлечены в эксплуатацию, они находятся преимущественно в поздней стадии разработки. Приросты разведанных запасов почти по всем видам топливных ресурсов в течение длительного периода не компенсировали добычу.

Например, «Газпром» в последние 20 лет не вкладывал деньги в разработку крупных месторождений, поскольку был вынужден выступать в роли национального кредитора всей российской экономики.

Нужна четкая и ясная для всех структурная политика в ТЭК, которая определяла бы приоритеты в отрасли, обеспечивающие экономическую независимость страны.

Поразивший Приморье зимой 2004 г. глубокий энергетический кризис стал свидетельством необходимости реформирования энергетической системы РФ. Сложившаяся в период планово-административной экономики энергетическая система страны в условиях формирования рыночных, конкурентных отношений нуждается в существенной модернизации и реконструкции, которые необходимо проводить весьма обдуманно, с учетом отечественного и зарубежного опыта, в интересах всей национальной экономики.

В структуре экономической безопасности особое место занимает управленческая составляющая. Она включает целый набор умений, навыков, необходимых менеджерам для реализации функций управления в масштабе макро- и микроуровня. Выделяют две основные группы умений и навыков, которыми должны в совершенстве владеть специалисты в области управления:

первая группаумение реализовать управленческий цикл, направленный на успешное решение проблемы, определять перспективные цели, рационально планировать свою работу и работу подчиненных, четко доводить задания до исполнителей, соблюдать режим, не поддаваться текучке;

вторая группаумение использовать коммуникативную функцию, т.е. умение менеджера общаться с людьми, налаживать контакты с сотрудниками, партнерами, представителями внешних организаций и государственных структур. К этой группе относятся также умение слушать собеседника, входить в его положение, владеть письменной и устной речью, контролировать собственные эмоции.

Сейчас судьбы экономики в значительной мере определяются качеством управленческого потенциала, эффективностью систем управления на макро- и микроуровне. К сожалению, до сих пор на многих предприятиях существует упрощенное представление о проектировании и принципах управления социально-экономическими системами. Порой все дело сводят к изменению форм собственности и ее переделу, не уделяя внимание созданию современной системы управления финансами (прежде всего, управления затратами), разработке детальных маркетинговых программ продвижения выпускаемой продукции на внутренний или внешний рынок. Не ведется достаточной работы по реструктуризации предприятий, проектированию эффективных организационных структур, расширению масштабов и повышению роли информационных технологий, компьютерных сетей, телекоммуникаций.

Особое внимание следует обратить на необходимость обоснованного и взвешенного использования механизма банкротств.

Подавляющее большинство российских предприятий ввиду высокого уровня взаимной задолженности формально отвечают признакам банкротства либо могут иметь такую возможность при относительно небольшом изменении макроэкономических условий.

Учитывая эти обстоятельства, важно определить цели и рамки применения института банкротства, а также обеспечить иные меры воздействия, прежде всего посредством финансового оздоровления предприятий.

Кроме того, существует опасность неадекватной оценки вероятности банкротства предприятия ввиду отсутствия надежных Рейтинговых оценок кредитоспособности российских предприятий. Поэтому необходимо совершенствовать методику их расчета применительно к специфическим российским условиям.

Информационная составляющая экономической безопасности предполагает такой порядок взаимного обмена экономическими, социальными, научно-техническими и военными сведениями внутри народнохозяйственного комплекса и с зарубежными партнерами, при котором будет гарантироваться надлежащая тайна бдения бизнеса в интересах государства, общества и хозяйствующего субъекта.

Информационная функция системы экономической безопасности заключается в получении системой в целом и ее элементами информации, необходимой для осуществления согласованной и целенаправленной деятельности по достижению поставленных Целей.

Требования к реализации этой функции будут определяться необходимостью и достаточностью представляемой потребителю информации в соответствии с его запросами и потребностями.

Информационная опасность имеет место в том случае, когда величина и вероятность возможного информационного ущерба больше порогового значения, требующего принятия мер по его предотвращению, защите объекта безопасности.

Понятие информационной безопасности противоположно понятию информационной опасности и означает защищенность от получения значимого информационного ущерба.

В последние годы возросла значимость обеспечения информационной безопасности во всех сферах общественной жизни, включая экономическую. Это объясняется рядом причин: быстрое развитие возможностей информационной техники и технологии, усиление экономического противоборства между государствами, транснациональными корпорациями и фирмами, возрастающее воздействие на общественное сознание различных групп населения, интересы и потребности клиентов и поставщиков.

Информатизация финансово-экономической сферы оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на ее развитие.

О негативном воздействии на экономическое сознание и поступки российских граждан свидетельствует тот факт, что сотни мошеннических финансовых пирамид, раскрученных различными каналами телевидения, позволили мошенникам ограбить миллионы доверчивых российских граждан, а недобросовестная реклама способствовала распродаже некачественных товаров на сотни миллионов долларов.

Компьютер становится самым активным инструментом экономической борьбы и преступности. Деньги теперь — это официальная информация об обладании определенным объектом ценностей, зафиксированная на бумаге или магнитном, электронном носителе. В странах Запада и некоторых регионах России широкое распространение получили кредитные карточки, заменяющие бумажные деньги. Подделка кредитных карточек, воровство денег с помощью ЭВМ приняли характер подлинного бедствия во многих странах.

Быстрыми темпами развивается и промышленный шпионаж (и контршпионаж). В США убытки частных фирм из-за хищения производственных секретов оцениваются десятками миллиардов долларов в год. По оценкам экспертов, из России за годы реформ вывезено ценнейшей информации об изобретениях, открытиях, «ноу-хау» на сотни миллиардов долларов.

Ведется компьютерная борьба с конкурентами с помощью так называемых вирусов (программных закладок) — как на внутрифирменном, так и на международном уровне, усиливаясь по мере информатизации экономики государств. Не исключено, что потрясения на фондовых рынках мира, есть следствие умело проводимой информационной операции крупных финансовых спекулянтов.

Анализ основных элементов экономической безопасности РФ показывает, что ее пороговые значения во многих случаях превысили минимально допустимые нормы. Угрозы и опасности охватили ведущие отрасли экономики, затронули фундаментальные основы обеспечения жизнедеятельности человека и государства. Пока еще не все потеряно, необходимо оперативно разработать эффективную стратегию обеспечения экономической безопасности России.

В Законе РФ «О безопасности» подчеркивается, что граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономных областей и автономных округов, принятыми в пределах их компетенций в данной сфере.

Эффективность деятельности людей в сфере безопасности во многом повышается, если они объединены в соответствующие организации, учреждения и институты.

Наиболее сильной подготовленной формой организации, призванной обеспечить национальную безопасность, является государство, которое осуществляет деятельность по обеспечению всех видов национальной безопасности — политической, экономической, социальной, экологической и оборонной.

Государство направляет усилия всех граждан общества, независимо от их национальной принадлежности, на создание условий, способствующих защите их национальных интересов и интересов самого государства. Государство через систему своих органов принимает законы и другие нормативные акты и обеспечивает их проведение в жизнь всеми находящимися в его распоряжении методами, в том числе административными. Государству принадлежит монополия на законотворчество и принуждение при его реализации.

Государство представляет объединяемое им общество людей в качестве целостности во взаимоотношениях с другими странами и народами. Через систему государственных механизмов устанавливаются и поддерживаются политические, экономические договоры и соглашения, создаются региональные и мировые организации и союзы, направленные на защиту политических и экономических прав и свобод граждан.

Посредством разработки общенациональной стратегии и целеполагания государство привносит в общество интегрированное сознательное начало, на осуществлении которого сосредоточиваются усилия всех социальных слоев и групп общества. Осуществляется системный подход к обеспечению всех составляющих национальной безопасности, в том числе экономической безопасности.

Об этом следует сказать особо. Дело в том, что в российских СМИ и специальной экономической литературе активно обсуждается идея о том, что экономика не может быть объектом государственного управления, что ей надо предоставить неограниченную возможность стихийной саморегуляции. Сторонники подобной идеи предали забвению весь мировой опыт экономического развития в течение XX в. Ни в одной стране, никогда рыночная экономика не приобретала системные свойства помимо и без государственного регулирования и управления. Другое дело — методы, формы и средства государственного управления. В современном обществе и экономика, и политика, и социальная жизнь подлежат государственному регулированию и управлению. Но в каждой стране масштабы, формы государственного регулирования и управления различны, что определяется многими условиями и факторами.

Государство обладает значительными материальными и финансовыми ресурсами, формирует в обществе определенную экономическую мотивацию, поощряя и развивая одни виды деятельности и ограничивая другие.

По-нашему мнению, проблема не в отстранении государства от управления экономикой, а в освобождении государства от бюрократии, придании его управленческой деятельности нравственного, социально-культурного начала. Тогда и роль его в обществе, в обеспечении экономической безопасности каждою гражданина и страны в целом станет конструктивной и созидательной.

Фактически вопросами обеспечения экономической безопасности занимаются все ветви государственной власти — законодательная, исполнительная и судебная. Разграничение их полномочий в области обеспечения безопасности страны и се регионов закреплено в Законе РФ «О безопасности», в котором указывается, что общее руководство государственными органами обеспечения безопасности в РФ осуществляет Президент. Но поскольку это направление деятельности представляет большую сложность и требует профессиональных знаний и умений в различных областях, Закон предусмотрел создание специального органа — Совета безопасности Российской Федерации, который призван подготавливать решения Президента в области обеспечения всех составляющих национальной безопасности, включая и экономическую безопасность.

Совет безопасности — это конституционный орган, призванный обеспечивать защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех общественных сферах, включая экономическую, от внутренних и внешних угроз.

В Законе «О безопасности» сформулированы следующие основные задачи Совета безопасности:

определение жизненно важных интересов государства, выявление внутренних и внешних угроз;

разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности государства;

подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций в стране;

разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности личности, общества и государства и др.

При рассмотрении вопросов об обеспечении безопасности территорий субъектов Российской Федерации для участия в работе Совета безопасности привлекаются их полномочные представители и руководители федеральных органов исполнительной власти. Секретарь Совета безопасности подчиняется непосредственно Президенту РФ.

Законом «О безопасности» установлено, что в случае необходимости выработки предложений по предотвращению сложных (кризисных) ситуаций или ликвидации их последствий по отдельным проблемам защиты интересов личности, общества и государства (это могут быть и экономические интересы) Совет безопасности может создавать специальные межведомственные комиссии.

Кроме государственных органов и институтов управления обеспечением экономической безопасности в обществе сложилась и действует система негосударственных организаций, общественных объединений, движения граждан, коммерческих структур, ассоциаций юридических и физических лиц. Они осуществляют агрегирование жизненно важных экономических и социальных интересов, осуществляют защиту экономических прав и свобод различных общественных групп, трудовых и профессиональных коллективов, оказывают влияние на выработку экономической политики, стратегии и тактики экономической безопасности.

Например, такая массовая негосударственная организация, как профсоюзы, последовательно проводит в жизнь политику защиты экономических интересов работников, работающих по найму, ведут борьбу с безработицей, добиваются полной занятости и улучшения условий труда.

Значительна роль профсоюзов в осуществлении института социального партнерства. В России социальное партнерство осуществляется в форме сотрудничества профсоюзов, объединений предпринимателей и государства. Обоснованная и эффективная политика профсоюзов по реализации принципов социального партнерства позволяет обеспечить участие членов трудового коллектива в разработке коллективных договоров и соглашений, управлении производством, определении достойных условий работы, оплаты труда, установления контроля за соблюдением оплаты труда.

Экономическая безопасность России тесно связана с активизацией поддержки бизнеса. Учитывая опыт развитых стран, необходимо обеспечить рыночную ориентацию всей управленческой деятельности администрации предприятий.

Уходит в прошлое стиль управления, базирующийся на жесткой административной иерархии. На первый план выходят инициатива снизу, доверие к рядовому и среднему персоналу.

Итак, в управлении по обеспечению экономической безопасности страны ведущую роль играют государство и его институты экономического управления, особенно такой конституционный орган, как Совет безопасности. С формированием гражданского общества в России все большую роль в обеспечении экономической безопасности будут играть неформальные организации, предприниматели и бизнесмены, работники частных и государственных предприятий.


Разработка рекомендаций по повышению производительности труда на ОАО «Завод железобетонных изделий» Логистика и маркетинг в экономике России переходного периода Логистика как управленческая теория и система управления материальным потоком  АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Понятие экономической безопасности и его трансформация в экономической науке Методологические основы управления качеством. Основные направления совершенствования управления экономической безопасностью страны Организационно-правовые формы предприятий. Основные нормативные акты, регламентирующие деятельность предприятий Показатели назначения Показатели функциональные и технической эффективности 

 

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом