Фирменный Автосервис

 

 

Основные параметры экономической безопасности

на макроуровне угроз становится больше
Основные параметры экономической безопасности включают следующие аспекты:
1)  способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства;
2)  устойчивость систем — финансовой, банковской, национальной валюты; степень защищенности интересов вкладчиков; достаточность золотовалютного запаса; развитие российского финансового рынка и рынка ценных бумаг; снижение внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса; обеспечение финансовых условий для активизации инвестиционной и инновационной деятельности;
3) определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, способного гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях;
4) положительное восприятие населением экономических реформ.
На основании сказанного можно сформулировать следующее понятие: национальная безопасность России есть система сохранения Россией территориальной целостности, цивилизационной и национально-государственной самоидентичности, обеспечения восходящего воспроизводства условий жизни населения, качества его жизни, культуры, науки, общественного интеллекта, экономики, жизненных сил и репродуктивного потенциала населения, государства России по отношению к внешним угрозам и угрозам изнутри во время кризисов. Важной составляющей национальной безопасности является экономическая безопасность — основа обеспечения устойчивого развития России в XXI в.
Сегодня на макроуровне угроз становится больше, так как большее число стран, зачастую расположенных в разных концах земного шара, начинают оказывать влияние друг на друга. Эти угрозы переходят из явной плоскости военных конфликтов и вмешательств в форму неявного экономического противоборства, которое может иметь внешнее отражение (например, торговые войны) или быть глубоко завуалированным [56]. Выход из этой ситуации — построение такой экономики и такой системы экономической безопасности, чтобы формируемым сообществам были не выгодны конфронтация и противоборство. Ясно, что для безопасного существования любого государства необходимо иметь не только мощную армию и высокотехнологичную оборонную промышленность, но и эффективную экономику. Именно экономическая безопасность должна определять контуры основных политических решений.
До недавнего времени проблема безопасности, как и сам этот термин, в нашей стране рассматривались только в аспекте защиты общества и государства от внешних (прежде всего военных) угроз. Однако в течение последних 15 лет как в политике, так и в хозяйственной практике, а также в научной литературе эта проблема вызвала широкий резонанс.
Предметом пристального внимания и широкого обсуждения Стали такие виды безопасности, как сырьевая, продовольственная, экологическая, инвестиционная, энергетическая, финансовая, социальная. Проблема экономической безопасности начинает все более широко обсуждаться специалистами, пытающимися выявить ее предмет и определить специфические методы ее исследования.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)» от 29 апреля 1996 г. № 608 [3] отечественными экономистами был проведен огромный объем исследований, позволяющий оценить масштаб проблемы и разработать соответствующий понятийный аппарат. Этот аппарат включает такие понятия, как угроза экономической безопасности, степень риска, реальный ущерб, нанесенный безопасности страны, индикаторы экономической безопасности и определение их пороговых значений, игнорируя которые, страна вступает в зону риска либо сталкивается с реальным ущербом национальной экономики и др.
На уровне общественного сознания безопасность определяется как отсутствие потенциального условия для нанесения вреда, сохранность, надежность и употребляется применительно к самым различным процессам — как природным, так и социальным. При этом она отражает не только специфические признаки феномена безопасности в конкретной, специфической сфере деятельности, но и включает в себя то общее, устойчивое, что характерно для всех областей жизнедеятельности человека и общества: безопасность как условие и стратегия защиты от опасности нацелена, в конечном счете, на выживание личности, социальной системы, общества и государства.
Термин «безопасность» появился в 1190 г. и означал спокойное состояние духа человека, считавшего себя защищенным от любой опасности. Но в данном значении этот термин в лексике народов Западной Европы использовался до XVII в. редко. В последующий период истории, характеризующейся формированием государственных систем, понятие «безопасность» приобретает трактовку условий ситуации спокойствия в результате отсутствия реальной опасности (как физической, так и моральной) в материальной, политической и экономической сферах, что отвечало тенденциям создания государственных устройств, органов управления с целью достижения вообще блага и благополучия.
В России с 1881 г. начал применяться термин «государственная безопасность», означающий охрану государственного порядка. В дальнейшем в законодательстве прочно укрепилось понятие «охранение общественной безопасности» как деятельности, направленной на борьбу с государственными преступлениями и являющейся прерогативой политического действия.
По мнению Л. Шеришева, «в основе «концепции безопасности, ее структур и механизмов должно лежать новое ноосферное мировидение, новое представление о целях и жизненно важных интересах и базовых ценностях России, ее роли и месте в мировом сообществе» [160]. При этом ключевым элементом ноосферного устройства жизни выступает человек, но не как средство для чужих целей, а как абсолютная ценность. Абсолютная ценность человека является мерой всему, и целью общества выступает личность безопасного типа для себя, окружающих, среды обитания.
Закон «О безопасности», определяя безопасность «как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз», предполагает, что реализация индивидуальных интересов способствует реализации общих лишь в том случае, когда их носители объединяются воедино, ни один из них не может эффективно функционировать автономно. Эти интересы выражают обобщенные стремления всех членов данного общества — граждан государства — к обеспечению его независимости, благосостояния и высокого качества жизни народа, сохранения его культуры и духовных ценностей.
Следует отметить, что с постепенным изменением сознания людей, акцентированием внимания на важности безопасности человека и общества, закон о безопасности впервые определяет основные объекты безопасности: личность, ее права и свободы; общество, его материальные и духовные ценности; государство, его конституционный строй, суверенитет и целостность. Основным субъектом обеспечения национальной безопасности является государство, которое осуществляет функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.

Вернуться в начало


Производственный цикл и его структура Технико-экономические характеристики технологического процесса Конструкционные материалы Балки мостов Классификация угроз и основных структурных элементов экономической безопасности Допуски размеров, входящих в размерные цепи. Основные понятия и определения Шероховатость поверхности и еe нормирование Основные направления совершенствования управления экономической безопасностью страны Допуски размеров, входящих в размерные цепи Зависимые и независимые допуски расположения 

 

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом