Фирменный Автосервис

 

 

Системы управления экономической безопасностью в России

управление экономической безопасностью
Вопрос о месте и роли государства в организации экономической жизни общества, формах и методах государственного регулирования экономики является достаточно сложным и дискуссионным. В последнее время рассмотрение данного вопроса как в специальной, так и в научно-популярной литературе обычно ограничивается выдвижением и обсуждением аргументов «за» и «против» активной роли государства в регулировании экономических процессов, т.е. преобладает упрощенное толкование роли государства в современном мире. Как правило, вне поля зрения исследователей остаются вопросы, связанные с формированием структуры и функций государства, оценкой его роли в организации экономической жизни общества.

Помимо многочисленных задач, решаемых в рамках гражданского общества и рыночной экономики, существуют проблемы, относящиеся к исключительной прерогативе государства. К числу таких проблем относится обеспечение экономической и социальной безопасности страны. Сама необходимость существования государства обусловлена наличием проблем подобного уровня. Если бы их можно было решать без его участия, то государство стало бы ненужным.

Высший долг государства и его ключевая функция состоят в том, чтобы обеспечить стабильность общества, его самосохранение и развитие, отразить возможные угрозы безопасности страны. При этом решающее значение имеет упреждение только зарождающихся опасностей, а не пассивное следование за событиями.

Среди принципиально важных элементов участия государств в процессе экономического развития своих стран, можно выделить:

1) приведение функций государства в соответствие с его потенциалом, т.е. соизмерение желаний с возможностями. Некоторые государства пытаются сделать слишком многое, располагая ограниченными ресурсами, а это зачастую приносит больше вреда, чем пользы. При малых возможностях формы и направления государственного вмешательства должны тщательно анализироваться. Различие в этом плане между развитыми и развивающимися странами можно определить по уровню ассигнований, направляемых на общегосударственные нужды. В целом в промышленно развитых странах государственные расходы достигают сейчас почти половины ВВП, а в развивающихся они составляют примерно одну четверть;

2) укрепление потенциала государства путем активизации общественных институтов, т.е. разработка эффективных норм и ограничений, которые позволяли бы сдерживать произвол властей и бороться с такими проявлениями, как коррупция, экономические правонарушения и преступления, терроризм;

3) эффективный преферентный режим со стороны государственных органов по обеспечению функционирования хозяйственных систем в целях полного удовлетворения потребностей на основе предоставления товаров и услуг путем создания правил и институтов, позволяющих рынкам процветать, а людям вести более здоровую и благополучную жизнь.

Возрастающее влияние государства переносит акцент количественного аспекта государственного влияния на качественный. Роль государства и степень его вмешательства в деловую жизнь целесообразно рассматривать по показателям результативности его деятельности в удовлетворении нужд населения. Институты государственной власти находятся в центре экономического и социального развития страны, но не в качестве непосредственного источника роста, а в качестве, катализатора и помощника. Особое внимание обращается на потенциал государства, определяемый, как способность эффективно проводить и пропагандировать коллективные мероприятия. При оценке эффективности функционирования институтов государственной власти большое значение придается характеристикам их активности по созданию предпосылок и условий повышения конкурентоспособности хозяйственных систем.

Государственный уровень определяет гарантии достижения должных результатов по следующим направлениям деятельности:

• создание информационной базы для всестороннего и объективного мониторинга процессов в экономике, включая выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам государства, личности, общества;

• разработка комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и преодолению возможных негативных последствий угроз экономическим интересам с оценкой результатов осуществления принятых мер;

• координация и контроль за деятельностью по реализации государственной стратегии экономической безопасности.

При определении конкретных инструментов государственного влияния необходимо учитывать складывающиеся тенденции работы экономически самостоятельных хозяйствующих субъектов с их возможностями саморегулирования и стабилизации. Институциональные преобразования, создающие основу эффективного функционирования экономики, социальные процессы, способные снизить напряженность в широких слоях населения, сохраняющийся ресурсно-интеллектуальный и научно-технический потенциал благоприятствуют структурной политике на макро- и микроэкономических уровнях, выработке стимулов и тактики. Важным обстоятельством является усиление активности государства в финансовой, кредитно-денежной, инвестиционной и внешнеэкономической сферах.

Проанализируем значение деятельности государства в механизме обеспечения экономической безопасности с позиции системного подхода его реализации, учитывая функциональные особенности системы экономической безопасности.

Система экономической безопасности, наиболее полно отражающая значение государства включает в себя следующие семь блоков, соответствующих основным се категориям и понятиям [138|:

1) концепция национальной безопасности;

2) национальные интересы в сфере экономики;

3) угрозы в сфере экономики;

4) индикаторы экономической безопасности;

5) пороговые значения экономической безопасности;

6) организация экономической безопасности;

7) правовое обеспечение экономической безопасности.

Концепция национальной безопасности РФ — политический документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.

В этом документе сформулированы важнейшие направления и принципы государственной политики. Концепция является основой для разработки конкретных программ и организационных документов в этой области и имеет следующую структуру:

• Россия в мировом сообществе;

• национальные интересы России;

• угрозы национальной безопасности РФ;

• обеспечение национальной безопасности РФ.

Концепция исходит из перспектив многополярного мира, в котором возрастает роль не только военно-силовых, но и экономических, политических, научно-технических, экологических и информационных факторов. Одновременно с этим обостряется международная конкуренция в целях обладания природными, технологическими, информационными ресурсами, рынками сбыта. При этом баланс позитивных и негативных сторон нынешней фазы становления многополярного мира подвижен, что повышает уровень требований к здравому смыслу в политике.

В Концепции признано, что в целом влияние России на решение кардинальных вопросов международной жизни снизилось, и значительно. В этих условиях усилилось стремление ряда государств к ослаблению позиции России в политической, экономической и других важных областях. Неустойчивы позитивные тенденции во внутриполитическом развитии государства и общества, обозначены главные причины неустойчивости.

Вместе с тем центральная идея Концепции состоит в том, что Россия имеет все предпосылки для поддержания и упрочения своих позиций как державы, способной обеспечить процветание своего народа и играть важную роль в мировых процессах. Это определяется ее мощным культурным, интеллектуальным и ресурсным, потенциалом, уникальным геостратегическим положением в Евразии, укоренением основ демократической государственности и многоукладной экономики. Россия сумела сохранить себя как многоукладное государство, имеющее многовековую историю и культуру, четко очерченные интересы и традиции.

Концепция впервые ввела в лексикон официальных документов понятие национальных интересов, предложила их достаточно полное определение, дала комплексную систематизацию возможных и реальных угроз, определила основные контуры, институты и механизмы защиты национальной безопасности страны.

Она (и это принципиально важно) зафиксировала, что национальные интересы России в сфере экономики являются ключевыми.

Комплексное решение проблем, связанных с реализацией национальных интересов России, возможно только на основе устойчивого функционирования многоотраслевого хозяйства — высокотехнологичного, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественным сырьем; армию — вооружением; население и социальную сферу — предметами потребления и услугами; внешнюю торговлю — конкурентоспособными товарами.

Последующий опыт развития потребовал учесть веяния времени, и они нашли отражение в новой редакции Концепции национальной безопасности, принятой Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24. В ней предложено развернутое определение национальных интересов по их основным направлениям, дана более современная и подробная систематизация угроз, особенно в экономической сфере. Более детально прописаны механизмы обеспечения национальной безопасности.

Для раскрытия сущности «особой роли» государства необходимо более подробно остановиться на понятии «национально-государственные интересы (НГИ)».

В последнее время было предпринято несколько попыток сформировать целостное концептуальное видение проблемы экономической безопасности. В предложенных проектах, как правило, выделяются те или иные стороны, определяющие систему условий, критериев и показателей, организационных форм и механизмов защиты национальной экономики от различного рода угроз и ущербов. Общим для большинства подходов является почти повсеместная недооценка роли взаимосвязи экономической безопасности с системой НГИ. Последние фиксируют и выражают то общее, что объединяет интересы различных субъектов экономики. В качестве таковых они становятся предметом экономической безопасности и ее стержнем. Именно через категорию НГИ сплетаются воедино проблемы экономического потенциала и экономической мощи государства; состояние генофонда нации, предпосылки и условия ее физического здоровья и социально-культурного процветания; геополитические и геоэкономические позиции в современном мире.

НГИ являются сложной, синтетической категорией, не совпадающей с близкими ей понятиями национальных, государственных, общественных интересов. Для правильного понимания сущности НГИ необходимо видеть качественные и функциональные различия между понятиями гражданского общества, государства, нации, этноса.

Национально-государственные интересы можно определить как круг жизненно важных общих интересов всех этнических и социальных групп общества, которые:

1) в цивилизационно-культурном смысле исторически самоопределяются в качестве единой нации;

2) в политическом плане исторически самоорганизуются как государство. По своей функциональной роли НГИ — это выражение коллективной воли нации, реализующей себя в долгосрочной стратегии и политике государства внутри страны и в международных отношениях. Способность осознавать и определять НГИ по сферам и направлениям, стремление к их реализации и защите, готовность руководствоваться НГИ и подчинять им практическую политику — важнейшие характеристики зрелого национального самосознания, развитой государственности.

Сформированная система НГИ становится определяющей для выдвижения системы базовых приоритетов национального развития и выявления спектра его возможных траекторий.

С точки зрения социальных предпосылок и институциональных механизмов формирования концепции НГИ ключевое значение имеют характеристики новой российской государственности; анализ структуры и направленности интересов в российском обществе; сравнительный анализ политических механизмов согласования интересов и возможностей идентификации на этой основе НГИ.

Располагая концепцией НГИ России, необходимо и возможно дать комплексную оценку воздействия процессов преобразования российской экономики на все сферы жизнедеятельности общества (внешнюю, социокультурную, экономическую, политическую). Такая оценка уже в первом приближении позволяет утверждать, что большинство известных и широко обсуждаемых на всех уровнях альтернативных стратегий экономических реформ отражает преимущественно узкоспецифические (частные, узкогрупповые) интересы российских элит и корпоративных групп и весьма слабо корреспондируете объективными НГИ России.

Предварительный анализ предлагаемых обществу альтернатив (либеральной, левой, центристской) позволяет заключить, что в России до сих пор отсутствует стратегия экономических реформ, основанная на фундаментальных НГИ и опирающаяся на баланс текущих интересов различных социальных групп и слоев.

По-прежнему приоритетными национальными интересами России, определяющими долгосрочные цели ее развития, являются способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства, высокий уровень и качество жизни населения. Оживление экономики и заметный рост ВВП за последние шесть лет, который характеризуется устойчивостью, не позволяет, однако, добиться, существенного сдвига в повышении благосостояния населения. Причиной этому является увеличение ВВП за счет производства услуг, а не товаров, что в принципе противоречит конкурентоспособности производства, на которой базируется оценка социально-экономического положения населения в целом.

Низкая эффективность финансово-банковской системы, проявившаяся в кризисе государственных финансов в 1998 г., показала, что Россия не может обеспечить реализацию ни одного сколько-нибудь значимого национального интереса без обеспечения устойчивого функционирования финансово-банковской системы.

При определении национальных интересов России в процессе разработки стратегии экономической безопасности политики и экономисты исходили из достаточно драматической ситуации, сложившейся в экономике и в целом в российском обществе, характеризующейся неудачами экономических реформ, они пессимистично относились к реальным возможностям рыночного хозяйства в современной России.

В отличие от национальных интересов, угрозы в сфере экономики более изменчивы, в большей мере диверсифицированы и самое главное — не всегда предсказуемы, поскольку композиционное строение факторов экономического и социального развития, состояния природной среды постоянно изменяется. Поэтому даже при благоприятной ситуации, более или менее полном понимании национальных интересов, рассматривая внутренние и внешние угрозы, необходимо всегда специально анализировать непредсказуемые факторы, вызывающие возможные угрозы. Как известно, неожиданное встречается в жизни чаще, чем ожидаемое. Это справедливо не только в жизни каждого человека, но и всего общества, особенно когда финансовые рынки приобретают глобальный характер.

Анализ динамики этих показателей наглядно продемонстрировал необходимость усиления государственного регулирования. Организационные структуры обеспечения экономической безопасности включают в себя следующие органы обеспечения:

• Совет безопасности РФ;

• Комитет по управлению экономической и социальной безопасностью;

• Межведомственная комиссия по безопасности в области экономики;

• Секция научного совета безопасности РФ по экономической и социальной безопасности;

• Минэкономразвития РФ;

• Региональные органы исполнительной власти.

Правовое обеспечение экономической безопасности только начинает создаваться, ориентируясь на вхождение в мировое хозяйство, трансформируя процесс достижения целей через принципы «открытости» экономики и изменения отношений собственности. Общие законодательные принципы обусловлены Законом Российской Федерации «О безопасности», Государственной стратегией экономической безопасности Российской Федерации. Многие законодательные и директивные документы сосредоточены в финансовом блоке: документы о внешнеэкономической и инвестиционной деятельности, таможенное, налоговое законодательство.

Конституция Российской Федерации не определяет конкретно механизма функционирования экономики страны, относя его создание к соответствующим актам законодательства, но основополагающий принцип в ней определен — это отношения собственности, предусматривающие все ее формы. «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».

Отношения собственности в соответствии с идеологией, ставшей целью создания социально-ориентированной рыночной экономики, реформировались путем приватизации государственного и муниципального имущества. Передел собственности путем приватизации не исключает субъективных устремлений. Поэтому процедуры на основе коммерческих конкурсов среди инвесторов имеют определенные достоинства. Приватизационный процесс ориентирован не только на институциональные преобразования в полномочиях собственников, но и на возмездный характер его осуществления; активы и недвижимость оцениваются по рыночной (реальной), а не балансовой стоимости.

Негативная оценка приватизационной реформы общеизвестна — это обнищание населения и переход собственности к узкому кругу «новых русских», что обусловило необходимость новых законодательных предложений по обеспечению экономической безопасности хозяйствующих субъектов. Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества» (1997) упорядочил отношения в сфере собственности, ввел определенные гарантии ее сохранности и использования в интересах развития общественного производства и защиты прав граждан.

Таким образом, анализ системы экономической безопасности, структуру которой мы рассмотрели, позволяет сделать вывод о том, что государственная деятельность по обеспечению экономической безопасности сводится к следующему:

• определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы и государства в краткосрочной перспективе;

• формирование экономической политики и институциональных преобразований, устраняющих или смягчающих вредное воздействие этих факторов в рамках единой программы экономической реформы.

Перейдем к исследованию функциональных особенностей системы экономической безопасности, чему в настоящее время в экономической литературе уделяется недостаточно внимания. Отсутствие теоретических исследований функциональной составляющей экономической безопасности не позволяет выявить природу данного явления и создать целостное представление о нем. По мнению известного социолога Т. Парсонса, именно «функция определяет необходимые условия сохранения независимого существования системы внутри среды».

Экономическая безопасность выполняет защитную, регулятивную, превентивную (предупредительную), инновационную и социальную функции.

Защитная функция, т.е. защита экономической системы от внутренних и внешних опасностей, напрямую связана с формированием и использованием ресурсного потенциала экономики. Отсюда вытекает триединая задача обеспечения экономической безопасности:

а) создание социально-экономических ресурсов, необходимых и достаточных для отражения угроз и обеспечения экономической безопасности;

б) защита ресурсов страны от нерационального использования, разрушения и других негативных явлений, наносящих ущерб национальной экономике;

в) защита национальной экономики от внешнего социально-экономического воздействия (вторжения), наносящего ущерб безопасности.

Регулятивная функция означает, что нейтрализация рисков и обеспечение экономической безопасности происходят с помощью механизмов, представленных различными подсистемами экономических отношений: внутрихозяйственным, собственно механизмом рынка и механизмом государственного регулирования экономики. Каждый из этих регулирующих механизмов имеет свои функции, объекты и субъекты, методы и инструменты.

Механизм рыночного саморегулирования является объективной основой нейтрализации возникающих угроз. С помощью цен и конкуренции экономика возвращается в состояние равновесия. В то же время практика хозяйствования убедительно подтверждает ограниченную способность хозяйственных субъектов принимать оптимальные решения в условиях неопределенности экономической ситуации рыночной конъюнктуры. Со времен Великой депрессии в странах с рыночной экономикой было выявлено, что некоторые явления выходят за сферу интересов отдельных экономических субъектов и могут нести в себе потенциальные угрозы.

Рыночный механизм — это носитель индивидуальных и групповых интересов, в то время как государство, являясь выразителем национальных экономических интересов, призвано координировать действие субъектов с учетом баланса их интересов на всех уровнях (микро-, мезо-, макроэкономическом).

Характер государственного регулирования варьируется от дополняющего и усиливающего рыночный механизм до компенсирующего его ограниченные (постоянно или временно) возможности. Поэтому государственное регулирование экономики направлено на упорядочение, трансформацию отношений саморегулирования в рамках национального хозяйства.

На макроэкономическом уровне регулирующая функция проявляется не только в нейтрализации или снижении опасностей, но и в получении дополнительных выгод (обеспечение устойчивости экономической системы, рост международного авторитета страны и др.). Цель государственного регулирования — оптимизация уровня экономической безопасности, что, в свою очередь, направлено на:

• обеспечение равновесия между сбережениями и инвестициями;

• обеспечение макроэкономической стабильности;

• поддержание устойчивого экономического роста;

• создание экономических и правовых условий функционирования хозяйствующих субъектов и обеспечение их экономической безопасности.

Однако государство противоречиво воздействует на экономические риски, повышая или понижая безопасность экономических субъектов. Максимизация безопасности отдельных индивидов и групп вступает в конфликт с национальной безопасностью. Государство, нейтрализуя угрозы и способствуя росту экономической национальной безопасности в целом, в то же время может ограничивать права и свободы домохозяйств и предприятий. Иными словами, государство, гарантируя защиту интересов экономических агентов и их безопасность, может представлять для них определенную угрозу. В такой ситуации возникает опасность появления новых, так называемых институциональных рисков, продуцируемых непродуманными действиями государства. В этом случае экономическая система начинает выходить за рамки безопасного функционирования. Платой за неосмотрительность могут стать безработица и растущая, неконтролируемая инфляция, расстройство денежной системы и государственных финансов, трудности обновления структуры производства, медленное продвижение к новому качеству экономического роста.

Превентивная функция экономической безопасности направлена на предупреждение возникновения критических ситуаций в экономических процессах. Это предполагает разработку мероприятий социально-экономического и организационно-технического характера, направленных на купирование возникающих угроз и повышение защитных функций системы. Известно, что любую болезнь легче предупредить, чем лечить — данный принцип вполне применим и к практике хозяйствования. Однако, чтобы разработать превентивные мероприятия и внедрить их в жизнь, необходимо обладать полной, достоверной и своевременной информацией о надвигающихся опасностях, угрозах и рисках. Информационное обеспечение экономической безопасности представляется исключительно важным. Сигналы, поступающие из внутренней и внешней среды, могут явиться толчком к принятию срочных, а порой и неотложных мер по устранению причин экономической и социальной напряженности. В связи с этим особую значимость приобретают объем и качество информационных ресурсов. С их помощью можно с необходимой и достаточной степенью достоверности определить главные угрозы жизненно важным интересам граждан, общества, государства и, следовательно, создать адекватные условия для безопасности.

Основу информационных средств и ресурсов, обеспечивающих реализацию превентивной функции экономической безопасности, составляет комплекс критериев и показателей-индикаторов. Данная информация играет ключевую роль в диагностике состояния экономической системы и открывает возможности коррекции этого состояния на основе разработки программ.

Инновационная функция определяется способностью экономической безопасности к побуждению поиска нетрадиционных решений в предотвращении возможных негативных последствий, вызываемых действием угроз в национальной экономике.

Реализация данной функции опосредована формированием компенсационного потенциала экономики, который выступает в двух видах: внутренний, основанный на самоорганизации экономической системы, и внешний, детерминированный регулирующим воздействием государства. Главная цель компенсационного потенциала — предотвращение ущерба, его снижение или компенсация. Для достижения данной цели используются разные формы, методы, инструменты, направленные на повышение эффективности и конкурентоспособности экономики и обеспечение устойчивого экономического роста.

Социальная функция определяет способность национальной экономики обеспечивать взаимореализацию интересов хозяйствующих субъектов и социальных групп, а также наиболее полно удовлетворять разнообразные потребности всех членов общества. Реализация данной функции способствует формированию высокого качества жизни населения и гарантирует соблюдение социально-экономических прав и свобод граждан.

Каждый человек постоянно подвергается определенным объективным рискам и негативным воздействиям природы и социальной среды. Некоторые из них носят неизбежный характер в силу физиологических закономерностей (старость, болезни и др.). Но есть и социально-экономические факторы, несущие в себе мощный заряд опасностей и угроз: безработица, глубокая дифференциация в распределении доходов, преступность всех видов и др. Задача государства, особенно социально ориентированного — задействовать и развивать социально-экономический механизм смягчения указанных рисков и их неблагоприятных последствий.

Рассмотренные функции экономической безопасности как системы позволяют сделать вывод о значимости государства в реализации механизма обеспечения экономической безопасности. Важной является разработка такой экономической политики, при которой экономическая система обладала бы следующими характеристиками:

1) продуктивность, которая определяет способность экономики обеспечивать необходимое количество и качество экономических благ и услуг в соответствии с возрастающими потребностями хозяйствующих субъектов;

2) эффективность, характеризующая соотношение полученных результатов и осуществленных затрат (материальных, финансовых, трудовых). Эффективная экономика является в то же время и безопасной, так как позволяет получать больший результат при наименьших затратах, а следовательно, удовлетворять большее количество разнообразных потребностей людей;

3) гибкость, т.е. способность быстро реагировать на изменения внешней среды;

4) адаптационность тесно связанная с гибкостью: чем выше гибкость экономической системы, тем при прочих равных условиях выше и степень ее адаптации к внешним и внутренним стимулам.

Проведенный анализ внешних и внутренних угроз экономической безопасности страны показал необходимость корректировки действующего механизма обеспечения экономической безопасности. За годы, прошедшие с начала рыночных реформ, экономическое, внутри- и внешнеполитическое положение РФ изменилось настолько и в таком направлении, что принятая модель реформирования нуждается в тестировании в большей мере по критериям экономической безопасности, нежели экономической обоснованности с позиции тех или иных теорий. Отсюда вытекает необходимость выделения еще одной функции экономической безопасности — диагностической: определение особенностей экономической политики страны, включающее в себя разработку соответствующих концепций, программ, практической политики, правовой и институциональной инфраструктуры, должны проходить обязательную диагностику с точки зрения экономической безопасности страны.

Таким образом, анализ главных элементов системы экономической безопасности страны и ее функциональный анализ позволяют сделать вывод о том, что именно государство является главным субъектом в механизме обеспечения экономической безопасности. Одним из важнейших элементов государственной системы, обеспечивающим экономический прогресс, является система соответствующих институтов государства, которая отстаивает национально-государственные экономические интересы как внутри страны, так и за ее пределами. Это вынуждает более подробно исследовать институционально-правовые основы экономической безопасности, соблюдение которых является важнейшим фактором и условием при разработке механизма государственного обеспечения национальной экономической безопасности.


Характеристика функциональных областей логистики Задача выбора поставщика Влияние величины запасов на экономическую эффективность работы предприятия Роль распределительной логистики в экономике предприятия Эволюция логистики как науки Показатели (индикаторы) экономической безопасности Законодательная основа управления качеством продукции Международное управление качеством продукции Единая система государственного управления качеством продукции Планирование процесса управления качеством 

 

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом