Фирменный Автосервис

 

 

Основные направления совершенствования управления экономической безопасностью страны

За прошедшие два года в экономике России произошли положительные сдвиги. Ряд важных отраслей промышленности успешно преодолевают кризисное состояние и выходят на траекторию стабильного и устойчивого развития. Но говорить о том, что экономика страны полностью, вышла из кризиса, а негативные тенденции — явление давно минувших дней, было бы чрезмерно оптимистично и безответственно.Возрастает роль государства в реструктуризации предприятий
Российская экономика XXI в. ослаблена, неконкурентоспособна, имеет деформированную структуру производства и низкий уровень жизни населения. Угроза экономической безопасности страны продолжает сохраняться, а по некоторым направлениям даже возрастать.
В экономической литературе можно найти обоснование различных направлений вывода страны на путь устойчивого развития и обеспечения экономической безопасности. Рассмотрим некоторые из них.
Обеспечение эффективного взаимодействия государства и бизнеса в регулировании экономических процессов и упрочении экономической безопасности. Опыт социально-экономического развития ведущих стран Европы и Америки, а также российский опыт показал, что ни полный уход государства из экономики, ни полное огосударствление экономических процессов не дают положительных результатов. Экономическая деятельность государства не должна подменять рыночные механизмы. Государство должно быть желанным партнером бизнеса. Есть много сфер, где у государства и бизнеса совпадают интересы: создание условий для активизации инвестиционной и инновационной деятельности, формирование надлежащей инфраструктуры, охрана прав собственности, борьба с криминальными элементами и др.
Нельзя переоценить роль государства в совершенствовании управления государственной собственностью и создании механизма повышения эффективности ее использования.
Хотя считается, что более 70% предприятий находится в частной собственности, государство через пакеты акций в акционерных обществах владеет солидным производственным потенциалом. Смешанная собственность преобладает в ключевых отраслях экономики — ТЭК, металлургии, машиностроении. Однако доходы от смешанных предприятий в бюджет страны крайне малы. Чтобы изменить положение, необходимо решительно улучшить работу представителей государства в советах директоров АО: они должны быть надежными защитниками в АО национальных экономических интересов страны.
Эффективным фактором обеспечения экономической безопасности является повышение качества управления государственными унитарными и казенными предприятиями. Большинство из них производят продукцию для нужд обороны страны, эти предприятия не могут работать, подчиняясь только рыночным механизмам, за них должно отвечать государство, а они должны отвечать перед государством. Пока этой взаимной ответственности нет. Минэкономики РФ не отладило механизмы современного планирования, организации маркетинга и контроля за деятельностью казенных и унитарных предприятий.
Возрастает роль государства в реструктуризации предприятий в целях совершенствования их организационной структуры, обеспечивающей снижение производственных и управленческих издержек, экономию оборотных средств, интеграцию науки и производства.
Одним из направлений организационных преобразований может быть создание интегрированных структур, объединяющих предприятия, финансовые и научные организации (финансово-промышленные группы, федеральные научно-производственные центры, корпорации, холдинговые компании).
Всемерная поддержка малого предпринимательства, которое позволяет обеспечивать структурные сдвиги в производстве, активизировать инновационные процессы, разрабатывать и осваивать новые технологии в различных отраслях национальной экономики.
Государственные законодательные федеральные и региональные органы должны проявить большую настойчивость в совершенствовании нормативно-правового обеспечения малого предпринимательства. Необходимо разработать и принять правовые акты об обществах взаимного кредитования, инвестиционных союзах, о порядке выдачи государственных гарантий по программам и проектам малого бизнеса.
Развитию малого бизнеса должна способствовать налоговая политика. Во всем мире это достигается путем патентных платежей. В российских условиях надо активнее развивать эту форму.
Существует реальная потребность в создании инфраструктуры малого предпринимательства для обслуживания программ реализации высоких технологий и инновационных структур (венчурные фирмы).
Некоторые экономисты считают, что преимущества малого предпринимательства обусловлены экономическим содержанием нынешнего этапа НТП. Многочисленные исследования показали, что удовлетворенность лиц творческого труда обратно пропорциональна величине организации, в которой они трудятся. Нередко высококвалифицированные сотрудники предпочитают работу в небольших фирмах или начинают собственное дело.
Инновационная деятельность различных типов предприятий. Чтобы эта деятельность была более продуктивной, необходимо сформировать единую государственную инновационную политику, определить приоритеты развития инновационной сферы, усовершенствовать законодательные, нормативные акты, перевести предприятия на более высокие технологические уклады, создав для этого благоприятные экономические и финансовые условия.
Наиболее острая проблема российской науки — это преемственность, передача знаний и опыта от старшего поколения младшему. В связи с этим необходимо воссоздать государственную систему содействия кадровому обеспечению высокотехнологичных производств, организовать опережающую подготовку научных и инженерных кадров по приоритетным направлениям науки и технологии.
Государственные органы призваны оказывать финансовую поддержку патентной и изобретательской деятельности, содействовать защите интеллектуальной собственности в России и за рубежом, развитию венчурного капитала.
Необходимо совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и их исполнителей. Приоритет должен отдаваться относительно небольшим и быстро окупаемым инновационным проектам при условии их паритетного финансирования из бюджета и за счет собственных средств предприятий.
При отборе инновационных проектов следует отдавать предпочтение применению технологий двойного назначения, информационных технологий, биотехнологий, разработке и реализации программ инновационною развития регионов с высокой концентрацией научно-технического потенциала (технополисов, технопарков, наукогородов).
Приоритетным направлением развития, обеспечивающим экономическую безопасность страны является разработка и претворение в жизнь структурной политики, направленной на сохранение наиболее ценных элементов накопленного технического потенциала, преодоление сложившихся деформаций в отраслевой, внутриотраслевой и производственной структуре, выражающихся в техническом и технологическом отставании отечественного производства. Важно создать и закрепить собственную нишу на мировом рынке для экспорта российской промышленной продукции, добиться насыщения внутреннего рынка отечественной промышленной продукцией в соответствии с объемом структурного спроса.
Наряду с разработкой и проведением рациональной структурной политики должна быть активизирована научно-техническая политика. По расчетам специалистов, доля бюджетных расходов, направляемых в сферу НИОКР, должна быть не ниже 2% ВВП.
Необходимо освободить от налогов затраты предприятий на НИОКР, создать с помощью государства инфраструктуры, обеспечивающие коммерциализацию результатов НИОКР, обеспечить субсидирование затрат отечественных предприятий и организаций на импорт технологий, поддержание функционирования опытных стендов, экспериментальных установок и производств.
Чтобы добиться прорыва в этом важном направлении, государство должно использовать все имеющиеся рычаги воздействия: индикативное планирование, государственные инвестиции, таможенные пошлины, образовательную политику, выделение квот на закупки высокоэффективных технологий и ноу-хау и др.
Особого внимания заслуживает поддержка со стороны государства и коммерческих структур формирования «виртуальных корпораций» — часто рассредоточенных, не явно видимых и не формализованных глобальных конгломератов, действующих на основе сотрудничества и общих экономических интересов. В этих системах происходит интенсивное перемещение идей, капиталов, технологий и высококвалифицированных специалистов.
Предотвращение утечки капиталов из России и их возврат в национальную экономику.
Отсутствие серьезных мер противодействия утечке капитала привело к тому, что национальная экономика потеряла колоссальный объем валюты, превышающий размер внешнего долга РФ. По разным методикам подсчета, с 1992 по 2000 г. из России «уплыло» от 150 до нескольких сотен миллиардов долларов.
За 10 последних лет в существующей системе утечки и отмывания российского капитала практически ничего не изменилось. Поток капитала не иссякает и составляет в среднем 20—25 млрд долл. в год. К сожалению, никто не несет ответственности за происходящее.
Между тем, к вывозу из России денег имеют непосредственное отношение около 5 тыс. российских менеджеров ныне здравствующих или обанкротившихся банков и компаний и нынешних или бывших чиновников федеральных и региональных органов власти. Однако никаких мер по отношению к ним, по сути, не применялось.
Очевидно, что полезно объединить усилия правоохранительных органов и банковского сообщества в работе по возврату в страну незаконно вывезенного капитала. Некоторые представители банковского сообщества считают, что банки могли бы направить в фонды правоохранительных органов до 50 % возвращенных средств на цели благотворительности и стимулирования. Проблема возврата капитала — общенациональная. Для ее решения необходимо объединение и сотрудничество всех граждан страны. Только таким путем можно добиться подлинных результатов.
Существенное изменение культурной, информационной и воспитательной политики государства и структур гражданского общества, приведение ее в соответствие с традиционными ценностями российской духовной культуры, освоение современной формы национальной идеи Российской Федерации, что способствовало бы сплочению и духовному обогащению различных этнических, социальных групп людей и гармонизации общественных отношений.
Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, социальной соборности, творческого труда, первенства духовного над материальным, на принципах социального партнерства и справедливости будет способствовать формированию высококачественного человеческого потенциала, интеллектуализации общественного производства, а значит, обеспечению экономической безопасности страны, преодолению системного кризиса.


Балки мостов Классификация угроз и основных структурных элементов экономической безопасности Основные параметры экономической безопасности Допуски размеров, входящих в размерные цепи. Основные понятия и определения Шероховатость поверхности и еe нормирование Допуски размеров, входящих в размерные цепи Зависимые и независимые допуски расположения Неуказанные допуски расположения поверхностей Задачи совершенствования методов оценки качества сложной технической продукции Общие принципы процедуры оценки качества технических изделий 

 

Образовательный сайт Бармашовой Л.В.

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом